Заповедные места
Ямало-Ненецкий автономный округ, или просто Ямал, знаменит первозданной северной природой и древними археологическими памятниками.
Мой родной Ямал
Заброшенная железная дорога Чум — Салехард — Игарка (Трансполярная магистраль)
Запланированная общая протяженность дороги — 1482 километра.
Трансполярная магистраль начинается на станции Чум, расположенной за Полярным кругом. Далее она пересекает Полярный Урал и идет до Лабытнанги. Здесь заканчивается рабочий участок. После него недостроенная железная дорога уходит в болота на севере Западной Сибири. Финальный участок располагается в поселке Игарка, тоже за Северным полярным кругом.
История строительства
Строительство дороги велось с 1947 по 1953 годы. Стоимость проекта — 42 млрд рублей. В советское время проект был засекречен и носил наименование «Стройка № 501» (участок Чум-Пур) и «Стройка № 503» (участок Пур-Игарка). По плану железная дорога должна была пересечь многие сибирские реки, в том числе такие «гиганты» как Енисей и Обь. В летнее время переправа осуществлялась на специально разработанных для этого тяжелых паромах (после закрытия стройки они были переброшены в Керчь). Зимой на льду реки прокладывались временные рельсы — лед для этого укреплялся.

Одна из версий идеи строительства Трансполярной магистрали — боязнь Сталина начала Третьей мировой войны. Он хотел покрыть всю страну, включая крайний север, сетью железных дорог для беспрерывного сообщения. Планировался перенос главного порта российского севера из Мурманска в Игарку, в глубь страны, до которой врагу не просто добраться.
Стройка велась в ускоренном режиме, еще на стадии проектирования за полярный круг были отправлены десятки тысяч заключенных. Лагеря располагались на расстоянии 7–12 км друг от друга. По сохранившимся документам, максимальное число заключенных достигало 120 тысяч. Основные депо находились в населенных пунктах: Игарка, Пур, Надым, Салехард, Таз и Ермаково. К 1953 году было построено 900 км железной дороги в ужасающих условиях — нередки были провалы грунта в сибирских болотах, зимой заключенные мерзли в землянках и плохо отапливаемых бараках, летом страдали от сибирского гнуса и половодья на реках.

Одна из версий идеи строительства Трансполярной магистрали — боязнь Сталина начала Третьей мировой войны. Он хотел покрыть всю страну, включая крайний север, сетью железных дорог для беспрерывного сообщения. Планировался перенос главного порта российского севера из Мурманска в Игарку, в глубь страны, до которой врагу не просто добраться.

Стройка велась в ускоренном режиме, еще на стадии проектирования за полярный круг были отправлены десятки тысяч заключенных. Лагеря располагались на расстоянии 7–12 км друг от друга. По сохранившимся документам, максимальное число заключенных достигло 120 тысяч. Основные депо находились в населенных пунктах: Игарка, Пур, Надым, Салехард, Таз и Ермаково. К 1953 году было построено 900 км железной дороги в ужасающих условиях — нередки были провалы грунта в сибирских болотах, зимой заключенные мерзли в землянках и плохо отапливаемых бараках, летом страдали от сибирского гнуса и половодья на реках.
После смерти Сталина стройка была остановлена, люди и оборудование эвакуированы. При вывозе имущества некоторые участки были разобраны. Но большая часть рельсов и бараков осталась. На некоторых участках оставили даже мебель и одежду.
Памятник Мамонту
Памятник Мамонту — это одна из наиболее интересных и главных достопримечательностей Салехарда. Необычный памятник нашел свое место возле паромной переправы, связывающей Салехард и Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе. Установленная в 2005 году скульптура посвящена мамонту, олицетворяющему настоящего доисторического животного с большими бивнями. Огромный монумент был возведен в память о древних обитателях Севера и в качестве напоминания людям о том, как важно и значимо сохранение редких животных.
Удивительный памятник сразу же понравился жителям города, а у гостей Салехарда скульптура вызывает необыкновенный интерес. Место, выбранное для установки Памятника Мамонту, оказалось не случайным. Именно в этом месте до сих пор находят останки когда-то живших на нашей планете мамонтов — различные бивни и кости. Некоторые из них древние, другие — моложе. Найденные археологами скелеты и другие хорошо сохранившиеся останки вносят огромный вклад в развитие науки как региона, так и всей страны. Одной из последних находок археологов является мамонтенок в возрасте от 3 до 6 месяцев, которого ласково назвали Любой, в честь жены оленевода Юрия Худи, который и обнаружил мамонтенка. Мамонтенок Люба — пятый по счету детеныш, найденный за всю историю исследований этих животных.

Для всех, кто хочет ознакомиться с природой и историей края, есть возможность посетить краеведческие музеи Салехарда, которые владеют различными экспонатами мамонтов. Так например, один из музеев располагает экспонатом Любой.

Слева от «Мамонта» расположены цифры, они обозначают возраст города Салехард. Каждый год эта цифра, соответственно, меняется, прибавляя еще и еще один год.
Автор проекта
Автором проекта по строительству Памятника Мамонту стал участник некоммерческого союза художников «Единение» Алексей Тютнев. Над созданием великой достопримечательности трудился целый коллектив художников из нескольких российских городов — Салехарда, Москвы, Ижевска.

Сама скульптура мамонта была изготовлена в Перми, затем модульную конструкцию из бетона и стали собирали уже непосредственно на месте.
Высота памятника
Высота скульптуры насчитывает 10 метров. Учитывая тот факт, что «Мамонт» установлен на небольшом холме, увидеть его можно издалека. Особенно хорошо он виден из города Лабытнанги, которых находится по ту сторону реки Обь.
Обдорский острог
Историко-архитектурный комплекс Обдорский острог — это уникальный музей под открытым небом, повторяющий облик древней крепости XVII века. Крепость была одним из первых русских поселений на территории Сибири. В этом месте началась история основания Салехарда.
История
Острог был заложен на месте будущего Салехарда казаками. Точная дата основания неизвестна. Первое поселение в виде деревянной крепости, предположительно, было возведено между 1593 и 1595 годами. Историки считают, что первая дата — это основание временного зимовья, а вторая — начало возведения острога для постоянной крепости. Острог требовался для защиты от воинственных кочевников, а также для препятствования нелегальной торговле пушниной. Казаки из острога также контролировали передвижение товаров в Мангазею — самую крупную ярмарку за Полярным кругом.

Спустя 40 лет острог переименовали в Обдорскую заставу. В те времена крепость представляла собой небольшую территорию в виде четырехугольника, огороженную деревянным тыном. По периметру располагались две смотровые башни. Внутри острога находились жилые и административные постройки и деревянная церковь в виде сруба, именовавшаяся Васильевской.

Во второй половине XVIII века Обдорская крепость начала утрачивать свое оборонительное значение. В конце века военный гарнизон был расформирован, военная застава была преобразована в село Обдорск в составе Тобольской губернии. В 1807 году защитные стены и смотровые башни были снесены по причине ветхости.

В 1853 году была образована Обдорская миссия. Населенный пункт стал одним из центров христанизации на севере. В этот период была построена церковь из камня имени святых апостолов Петра и Павла.

Проект музея-крепости разрабатывался долго. Еще в 1992 году местный архитектор Александр Викторович Ополовников представил два проекта: постройка Обдорской крепости и частичное восстановление исторической застройки Салехарда. Именно по его эскизам была воссоздана одна из сторожевых башен. Комплекс строили сверяясь с историческими документами, поэтому выполнение проекта отняло немало времени — открытие состоялось в 2006 году.
«Полярно-Уральский» природный парк
Государственный природный парк «Полярно-Уральский» создан в 2014 году, в его состав вошли территории двух реорганизованных природных заказников. Парк расположен в северо-западной части Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа. «Полярно-Уральский» призван сохранить разнообразие мира животных и растений в горной, лесотундровой и водно-болотной местности региона.
Общая площадь природного парка «Полярно-Уральский» — 310 069, 7 га.
На территории парка — 4 участка:

«Горнохадатинский»: это территория существовавшего ранее заказника в горной области с крупными озерами. Площадь — 208 735 га. Основной ущерб миру животных и растений здесь нанесли незаконная рубка, перевыпас и оленеводство.

«Полярно-Уральский»: участок расположен частично на территории бывшего заказника «Полярно-Уральский», в предгорьях Полярного Урала. Самая высокая точка — гора Черная (1036 метров). Площадь участка — 33 019 га.

«Собь-Райизский»: находится на правобережье реки Собь, к нему относится также гора Поур-Кеу, большая часть массива Рай-Из с высотой до 1290 метров. На западе граничит с Республикой Коми. Основные достопримечательности: Нефритовая долина и Ледник Романтиков. Площадь участка составляет 35 037 га.

«Ханмей-Пайпудынский»: занимает площадь 33 278,7 га на левобережье реки Собь.

Природный парк создан с целью сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных природных объектов и комплексов, природных достопримечательностей. Особой задачей парка является охрана популяций арктического гольца в озерах Малое и Большое Щучье. «Полярно-Уральский» также играет важную роль в формировании условий для эко-туризма в регионе.

Именно на территории парка реализуется программа по искусственному возвращению мускусного быка на Ямале — овцебыков, представителей древнего вида животных.

Природно-этнографический парк-музей «Живун»
Природно-этнографический парк-музей «Живун» — это необычный музей под открытым небом, включающий в себя несколько традиционных деревянных построек хантов. Парк-музей входит в историко-краеведческий музейный комплекс Шурышкарского района. Комплекс «Живун» был открыт в 1999 году.
Экспозиции
В комплексе музеев Шурышкарского района парк-музей «Живун» занимает особенное место. Эта экспозиция расположена под открытым небом и представляет собой комплекс зданий из дерева, показывающих разные стороны традиционной архитектуры северных народов ханты.
Рядом с данным комплексом находится причал для крупных речных судов, а саму местность окружают богатые угодья для охотников и рыболовов. В лесу, находящемся в непосредственной близости от парк-музея «Живун», растет множество различных ягод, грибов и кедровых деревьев. В пойме реки Малая Обь располагается озеро с рыбой, которое не замерзает даже зимой, которое местные жители окрестили «Мужи». Именно это название, которое переводится на русский язык как «Живун», и дало затем наименование и деревне, и музейному комплексу.
Надымское городище
Надымское городище — одна из самых загадочных и древних рукотворных достопримечательностей в Ямало-Ненецком автономном округе. Городище представляет собой руины древнего поселения (предположительно XVI век), спрятанные вдалеке от цивилизации, в 60 километрах к северу от Надыма, на пойменном острове одного из западных притоков реки Надым. Со стороны это место выглядит как небольшой холм с кучей деревянных развалин.

Ученые и исследователи уже не первое столетие делают попытки раскрыть тайны подземного поселения, зачастую успешно. Так 1998 году начались полноценные археологические раскопки, во время которых найдены остатки деревянных сооружений и многочисленные артефакты, включая весьма нетипичные для этих мест — одежды из шелка и посуду ближневосточного происхождения. Самые интересные из находок выставлены в краеведческом музее Надыма, ознакомиться с ними может любой желающий.
Общие сведения
На данный момент Надымское городище представляет собой земляной вал площадью в пределах 700 м², состоящий из 3-х метровых культурных напластований перегноя, щебня, хвороста, досок и бревен. Культурные слои образовались в процессе неизбежного разрушения деревянных построек — старые развалины со временем уходили под землю, а на их месте возводили новые сооружения.

Как следует из научных трудов, место, где нашли остатки городища, посещалось людьми еще в начале I тыс. н. э., но массовая застройка и пик развития поселения пришлись на конец XVI — первую треть XVIII веков. В этот период городище, предположительно, выглядело как искусственно нанесенный холм, внутри которого располагались все основные постройки.

Согласно документальным источникам известно, что с XVII по первую треть XVIII века городок он назывался «Надым-вош» и функционировал как административный центр Большой Карачеи.
Музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского
Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского — это один из старейших музеев Сибири. Он был основан в 1906 году по инициативе игумена Иринарха (мирское имя Иван Семенович Шемановский).

Основа музейной коллекции — обширное собрание предметов быта, живописи, оружия и других этнокультурных единиц коренных народов севера, а также палеонтологические останки, редкие фотографии и ботаническая коллекция.
Помимо постоянной этно культурной и краеведческой экспозиции, в музее проходят временные выставки. Комплекс Шемановского является популярной площадкой для детских и подростковых образовательных проектов, форумов и региональных праздников.
Проекты
Одно из важнейших направлений деятельности музея Шемановского в Салехарде — организация детского досуга. При музее работает Детский центр, на его базе осуществляются культурно-образовательные занятия для школьников на основе музейных экспонатов, а также работает творческая студия Со-творение.

Среди других проектов музея имени Шемановского:

Музей Эйнштейна. Интерактивная площадка, где детям наглядно показывают действие законов физики и природные явления.

Военно-исторический клуб. При клубе работает школа виртуальных пилотов.

МузАрт. Творческая студия, в которой проходят лекции по искусству и воскресный киноклуб.

Научная библиотека. Фонд библиотеки насчитывает более 18 тысяч книжных единиц. Среди них — редкие и старопечатные издания, богатая мультимедийная коллекция.
Стела «66 параллель»
Стела «66 параллель» — настоящий символ географической уникальности города Салехард. Основанный в 1595 году Салехард является достаточно необычным городом России, а именно единственным городом на Полярном круге.

Из-за своего местоположения за стелой также закрепилось название как «Полярный круг».

Монументально-декоративная композиция встречает и провожает гостей и жителей города Салехарда на пути по трассе, соединяющей город и аэропорт. А благодаря яркой подсветке объект хорошо виден как в дневное, так и в темное время суток. Ночью стела становится по-настоящему сказочной и наиболее атмосферной, именно поэтому по возможности достопримечательность стоит посетить не только днем, но и ночью. Авторами уникального памятника стали В. И. Отраднов, В. Г. Кайгоров и В. И. Муксин.