Культура
Воронеж является культурным центром Воронежской области. В городе развивается театральное искусство, для воронежцев и гостей города работает много музеев, библиотек, выставочных залов, дворцов культуры и клубов. В городе действуют 5 кинотеатров, филармония и цирк.

В городе проходят всероссийские и международные культурные мероприятия.
Мой родной край
Наука и образование
В 1702 году из Воронежа к устью реки Воронеж ушли 15 боевых кораблей, из них только три — «Разжённое железо», «Святая Наталья» и «Святой Георгий» — были полностью укомплектованы офицерами и матросами. 2 мая 1702 года Апраксин в своём письме в Москву писал, что офицеры на воронежской верфи очень нужны. В 1703 году в Воронеже открывается первая городская школа для подготовки младших офицеров, которая стала первой в России школой такого профиля. Не проявивших больших способностей к учёбе отправляли в мастеровые. В 1714 году появилась первое городское учебное заведение для детей от 10 до 15 лет. В 1786 году в городе создано Народное училище, которое в 1809 году преобразовано в губернскую гимназию.

Начало светской научной деятельности в Воронеже связано с творчеством Алексея Андреевича Хованского, учителя русского языка в Михайловском кадетском корпусе, основателя и редактора-издателя первого в России частного научного языковедческого журнала «Филологические записки», первый номер которого вышел в свет в 1860 году. Научный журнал Хованского более чем на полвека предварил появление в Воронеже первого научного (высшего) учебного заведения — Сельскохозяйственной академии (1913).

В начале XX века сфера образования была представлена духовной семинарией, одной мужской и двумя женскими гимназиями, мужской и женской прогимназиями. Также имелись: реальное училище, кадетский корпус и училища: духовное, уездное, железнодорожное, епархиальное, фельдшерское; учительская семинария; до 40 городских школ и училищ.
Литература
С начала XVIII в. в Воронеже и Воронежской губернии получили распространение рукописные сборники стихотворений и художественной прозы, бытовавшие преимущественно в разночинной среде.

Развитию интереса к литературе способствовало возникновение в Воронеже учебных заведений, а также публичного театра (1802). С открытием губернской типографии (1798) появились первые в Воронежском крае книги, в том числе анонимно вышедшая драма «Опыт дружбы» (1799), написанная в традициях сентиментализма, а также пьесы местного драматурга A. M. Элина.

Литературными переводами занимались члены Болховитиновского кружка (сам Е. А. Болховитинов, Г. П. Успенский, И. Н. Черенков и др.). В 1820-е гг. поэтическим сочинительством увлекались участники литературно-философского кружка при Духовной семинарии (сохранился рукописный сборник произведений A. M. Демидова «Цветы с долины моей юности»). Ведущая роль в кружке семинаристов принадлежала поэту А. П. Серебрянскому. Последний поддержал ранние опыты А. В. Кольцова, который позднее, благодаря содействию Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского, стал первым воронежским автором, получившим общероссийскую известность.(папка 1)

В кольцовских «русских песнях» обрисованы нравы и быт крестьянства, опоэтизирован земледельческий труд. Важное значение для судьбы Кольцова имели его встречи с В. А. Жуковским, состоявшиеся в Воронеже (1837). Стихотворцу-прасолу покровительствовал воронежский губернатор Д. Н. Бегичев, автор нравоописательного романа «Семейство Холмских» (1832), в котором отразились различные приметы местной жизни. С Воронежским краем тесно связана биография поэта-декабриста К. Ф. Рылеева, в творчестве которого присутствуют воронежские мотивы (историческая дума «Петр Великий в Острогожске», 1823, и др.). Он помог освобождению от крепостной неволи острогожца А. В. Никитенко, ставшего позднее литературным критиком и мемуаристом. Важную роль в духовной жизни Воронежского края сыграл Н. И. Второв и его кружок, куда входили местные интеллигенты, в частности педагог М. Ф. Де-Пуле, известный своими работами об А. В. Кольцове и И. С. Никитине. Последний был многим обязан Н. И. Второву, с которым состоял в длительной переписке. В произведениях Никитина реалистически обрисована тяжелая доля городских низов. Большой общественный резонанс имел литературный сборник «Воронежская беседа на 1861-й год», где была помещена никитинская повесть «Дневник семинариста».

Постоянную связь с земляками поддерживал живший в Москве фольклорист и историк литературы А. Н. Афанасьев; в составленные им сборники народных сказок и легенд вошли записи, сделанные в Бобровском и других уездах Воронежской губернии. Росту литературного авторитета Воронежского края содействовало издание (по инициативе А. А. Хованского) научно-педагогического журнала «Филологические записки» (1860–1917), где печатались, наряду с другими авторами, крупные русские учёные-филологи. Воронежские впечатления питали прозу А. И. Эртеля. Цикл его рассказов и очерков «Записки Степняка» (1883) создан на материалах из местной деревенской жизни. Действие романа-эпопеи «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» (1889) протекает преимущественно в Воронежской губернии. Первые рассказы Г. И. Недетовского появились в воронежской газете «Дон» (1871). Позднее его сочинения публиковались во многих столичных журналах, в том числе в «Отечественных записках» (сохранились письма к нему редактора журнала М. Е. Салтыкова-Щедрина). В повести Г. И. Недетовского «Миражи» (1881) воронежские читатели находили аналогию с положением дел в Воронежской духовной семинарии. Очерки Н. М. Астырева «В волостных писарях» (1885) критически изображали картину крестьянского самоуправления в двух сёлах Воронежских уездов (Рождественская Хава и Орлово). Крестьянскую тему поднимали в своих произведениях писательницы В. И. Дмитриева и Е. М. Милицына.
Алексей Васильевич Кольцов
А.В. Кольцов (1809-1842) – визитная карточка Воронежа.
Иван Саввич Никитин
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже и был единственным ребенком в семье купца Саввы Ефтихиевича Никитина.
Иван Алексеевич Бунин
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1870 года в Воронеже в дворянской семье.
Платонов Андрей Платонович
Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).
Алексей Васильевич Кольцов
А.В. Кольцов (1809-1842) – визитная карточка Воронежа. У нас есть Кольцовская улица, драматический театр им. А.В. Кольцова, гимназия им. А.В. Кольцова, установлено два памятника Кольцову (один в Кольцовском сквере, другой - на Советской площади). Сохранилась могила Кольцова в литературном некрополе (на пересечении улиц Моисеева и 20 летия Октября). Даже в быту мы используем имя нашего поэта. Есть кафе «Кольцовское» и конфеты «Песни Кольцова». Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 г. в семье прасола (торговца скотом) в слободе Гусиновка. Дом не сохранился, но на здании под №53а, находящимся на пересечении улиц Большой Стрелецкой и Софьи Перовской установлена мемориальная доска, гласящая, что здесь был дом, в котором родился будущий поэт. Крестили Кольцова в Ильинской церкви. Кстати, в ней в 1767 году кресили Евфимия Болховитинова. Церковь сохранилась по адресу: Севастьяновский съезд, 26. 

Алексей Васильевич Кольцов - русский поэт. Родился 15 октября 1809 года в Воронеже в семье торговца скотом. Начальное образование получил дома, под руководством учителя-семинариста. В 1820 году поступил в Воронежское уездное училище, но через год отец забрал мальчика домой, чтобы приучить к торговой деятельности. Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Первое стихотворение «Три видения» (1825 г.), написанное в подражание И. И. Дмитриеву, поэт впоследствии уничтожил. В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучён с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это в дальнейшем сказалось в его стихах: особое место среди песен поэта занимает любовная лирика. Приняв семейное дело, Кольцов успешно занимался торговлей. Его первая стихотворная публикация в 1830 года была анонимной. В 1831 году во время деловой поездки в Москву Кольцов с помощью издателя и критика Н. В. Станкевича вошёл в литературный круг. В том же году в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Кольцова «Перстень» (более позднее название «Кольцо»). В 1835 году на собранные по подписке деньги Станкевич издал книгу «Стихотворения Алексея Кольцова» — единственный прижизненный сборник поэта. Критики отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом и языковом уровнях. 1836 год стал переломным в творческом развитии поэта. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын Отечества», «Московский наблюдатель» и др. Одно из стихотворений опубликовал в «Современнике» А. С. Пушкин. На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес» (1837 г.). В 1840 году после поездки в столицу, завершившейся неудачей в торговых делах, поэт заболел чахоткой, которая и свела его в могилу, умер 10 ноября 1842 года в Воронеже. В 1846 году вышло в свет подготовленное В. Г. Белинским посмертное собрание сочинений Кольцова.
Иван Саввич Никитин
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже и был единственным ребенком в семье купца Саввы Ефтихиевича Никитина. Благодаря уму и торговой смекалке, Савва Ефтихиевич сумел обеспечить значительный материальный достаток: имел собственный завод свечей, большой дом с балконом, дачу за городом и торговую лавку на бойком месте. Ване было девять лет, когда его определили во 2 класс духовного училища. К этому времени он уже умел читать. Учился он старательно, успешно окончил училище и в 1839 году поступил в духовную семинарию. В семинарские годы Никитин полюбил поэзию Александра Пушкина и Алексея Кольцова. В это же время он начинает писать стихи. Сочинение стихотворений стало для него своего рода потребностью, и создали ему славу „семинарского поэта“. Учебу в семинарии не закончил – его исключили с 4 го курса за пропуски занятий.

Савва Никитин покупает постоялый двор на 2-ой Дворянской улице (сейчас улица Никитинская, 19А) и в 1844 году назначает Ивана его управляющим или как говорили в XIX веке – дворником. Иван Саввич управляет гостиницей до конца жизни. В его подчинении были приказчик, дворовые работники и кухарка.

В 1859 году в центре Воронежа на Большой Дворянской улице (проспект Революции) Иван Саввич приобретает здание и открывает в нем книжную лавку. Через некоторое время в ней начинает работать читальный зал, ставший популярным местом встреч литературной общественности города.

Никитин пользовался успехом у женщин. Но была в его жизни одна особа, к которой он питал настоящие чувства. Это Наталья Матвеева – дочь известного в России командира дружин воронежского ополчения в годы Крымской войны, генерал-майора Антона Матвеева. Иван Саввич посвятил ей стихотворения: «На лицо твое солнечный свет упадал…», «Я вас не смею раздражать…».

Весной 1861 года Иван Саввич тяжело заболел. К осени стало ясно, что болезнь не удастся победить. Завещание было подписано поэтом 10 сентября 1861 года. Согласно нему, книжный магазин должен быть продан, и все деньги распределены между родственниками. Право на издание своих сочинений Никитин передавал своему другу и наставнику, советнику Воронежского губернского правления Николаю Второву. По условию завещания все вырученные от издания книг средства должны были идти на благотворительные цели. Скончался Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 года. Похоронен в Воронеже в литературном некрополе рядом с могилой поэта Алексея Кольцова.
Иван Алексеевич Бунин
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.

В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но проучился лишь пять лет, так как семья не имела средств. Осваивать программу гимназии ему помогал старший брат Юлий (1857-1921).

Свое первое стихотворение Бунин написал в восемь лет.

Его первой публикацией стало стихотворение "Над могилой Надсона", напечатанное в газете "Родина" в феврале 1887 года. В течение года в том же издании появились несколько стихотворений Бунина, а также рассказы "Два странника" и "Нефедка".

В сентябре 1888 года стихи Бунина появились в "Книжках недели", где печатались произведения писателей Льва Толстого, Якова Полонского.

С весны 1889 года началась самостоятельная жизнь писателя — Бунин вслед за братом Юлием переселился в Харьков. С осени стал работать в газете "Орловский вестник".

В 1891 году в приложении "Орловского вестника" вышла его ученическая книжка "Стихотворения. 1887-1891". Тогда же Иван Бунин познакомился с Варварой Пащенко, корректором газеты, с которой они стали жить гражданским браком, не венчаясь, так как родители Варвары были против этого брака.

В 1892 году они переехали в Полтаву, где брат Юлий заведовал статистическим бюро губернского земства. Иван Бунин поступил на службу библиотекарем земской управы, а затем — статистиком в губернскую управу. В разное время работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером.

В апреле 1894 года в печати появилось первое прозаическое произведение Бунина — рассказ "Деревенский эскиз" (название выбрано в издательстве).

В январе 1895 года, после измены жены, Бунин оставил службу и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву. В 1898 году он женился на Анне Цакни — гречанке, дочери революционера и эмигранта Николая Цакни. В 1900 году супруги расстались, а в 1905 году скончался их сын Николай.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными поэтами и писателями — Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым. После знакомства с Николаем Телешовым, Бунин стал участником литературного кружка "Среда". Весной 1899 года в Ялте он познакомился с Максимом Горьким, позднее пригласившим его к сотрудничеству в издательстве "Знание".
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки".

В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Генри Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896) Российской академией наук Ивану Бунину была присуждена Пушкинская премия.

В 1902 году в издательстве "Знание" вышел первый том сочинений писателя.

В 1906 году Бунин познакомился с Верой Муромцевой, происходившей из дворянской профессорской московской семьи, ставшей его женой. Чета Буниных много путешествовала. В 1907 году молодые супруги отправились в путешествие по странам Востока — Сирии, Египту, Палестине. В 1910 году они посетили Европу, а затем в Египет и Цейлон. С осени 1912 года по весну 1913 года были в Турции и Румынии, с 1913 по 1914 год — на Капри в Италии.

Осенью 1909 года Академия наук присудила Бунину вторую Пушкинскую премию и избрала его почетным академиком по разряду изящной словесности.

В произведениях, написанных после первой русской революции 1905 года, главенствующей стала тема драматизма русской исторической судьбы. Повести "Деревня" (1910) и "Суходол" (1912) имели большой успех у читателей.

В 1915-1916 годах вышли сборники рассказов писателя "Чаша жизни" и "Господин из Сан-Франциско". В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации.

К Февральской и Октябрьской революциям 1917 года Иван Бунин отнесся крайне враждебно и воспринимал их как катастрофу. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики "Окаянные дни" (1918).

21 мая 1918 года он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию. Во Франции первое время жил в Париже, но с лета 1923 года переехал в Приморские Альпы и приезжал в Париж только на некоторые зимние месяцы.

Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости. Роман "Жизнь Арсеньева" (1930) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Бунина занимала тема роковой любви-страсти, выраженная в произведениях "Митина любовь" (1925), "Солнечный удар" (1927), цикле новелл "Темные аллеи" (1943).

В 1927-1930 годах Бунин обратился к жанру короткого рассказа ("Слон", "Телячья головка", "Петухи" и др.).

В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе "за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер".

В 1939 году с началом Второй мировой войны (1939-1945) Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", в 1945 году вернулись в Париж.

В последние годы жизни писатель прекратил публикацию своих произведений. Много и тяжело болея, написал "Воспоминания" (1950), работал над книгой "О Чехове", вышедшей посмертно в 1955 году в Нью-Йорке.

В "Литературном завещании" он просил печатать свои произведения только в последней авторской редакции, которая легла в основу его 12-томного собрания сочинений, изданного берлинским издательством "Петрополис" в 1934-1939 годах.

8 ноября 1953 года Иван Бунин скончался в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Платонов Андрей Платонович
Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов). Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. Был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и др.

В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии. После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института (окончил в 1926 г.). Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г. В 1922 г. увидела свет его вторая книга — сборник стихов «Голубая глубина». В 1923—1926 гг. Платонов работает губернским мелиоратором и отвечает за электрификацию сельского хозяйства. В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным.

В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в адрес автора. В том же году был запрещён к печати роман «Чевенгур», и следующая книга Платонова появилась только через восемь лет. С 1928 г. он сотрудничал в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь» и других, продолжал работать над прозаическими произведениями — повестями «Котлован», «Ювенильное море». Пробовал себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1937 г. вышла книга его рассказов «Река Потудань». Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и очерки на военную тему.

В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора.

Умер 5 января 1951 г. в Москве, находясь в глубокой нужде. Платонова отличает трагически напряжённое восприятие «прекрасного и яростного мира», стремление проникнуть в «сокровенную» суть человека и глубинных социальных процессов. Его проза, поражающая музыкальностью, непривычная в своём гибком «косноязычии», оказала большое влияние на мировую литературу.
С 1931 г. начал выходить журнал «Подъём» (редактор М. М. Подобедов), трибуна Ассоциации пролетарских писателей ЦЧО. В 1930-е гг. руководителями местной писательской организации являлись М. Я. Булавин, O. K. Кретова, Л. А. Плоткин (регулярно выступал с идеологической критикой неугодных сочинений), М. М. Подобедов, С. А. Стойчев, А. В. Швер. В Воронеже на положении ссыльных находились тогда несколько киевских, ленинградских и московских писателей, в том числе О. Э. Мандельштам (1934–1937), создавший здесь лирический цикл «Воронежские тетради» (в феврале 1936 к нему приезжала А. А. Ахматова). Осенью 1941 – весной 1942 г. в Воронеже дислоцировалась редакция газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия»; её ведущим литературным сотрудником был А. Т. Твардовский.

В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин». Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Победу Твардовский встретил в Тапиау Восточной Пруссии (сейчас Гвардейск Калининградской области), и тогда же на одном дыхании написал последнюю главу своей поэмы, ставшей атрибутом фронтовой жизни.

В Воронеже находилась тогда большая группа украинских писателей (Н. П. Бажан, В. Л. Василевская, С. Е. Голованивский, А. П. Довженко, А. Е. Корнейчук, А. С. Малышко, Л. С. Первомайский и др.).
В 1937–1956 гг. выходил альманах «Литературный Воронеж», с 1957 г. возобновился выпуск журнала «Подъём». На страницах этих изданий публиковались художественные произведения Ф. С. Волохова, К. М. Гусева, Б. Д. Дальнего, Е. П. Дубровина, И. И. Евсеенко, Н. А. Задонского, Е. А. Исаева, O. K. Кожуховой, В. М. Кубанёва, К. П. Локоткова, Е. Д. Люфанова, Э. И. Пашнева, Ф. П. Певнева, В. И. Петрова, М. М. Сергеенко, А. И. Шубина и др. Воронежскую поэтическую традицию продолжили В. Г. Гордейчев, А. В. Жигулин, В. Ф. Панкратов, В. М. Поляков, А. Т. Прасолов, Г. М. Умывакина и др. Для детей и юношества предназначались книги А. К. Барышниковой, В. А. Добрякова, В. М. Злотникова, А. А. Иванова, A. Н. Корольковой, Е. М. Титаренко, Ю. Ф. Третьякова и др.; широкой популярностью продолжает пользоваться повесть Т. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» (1971).
Художественные промыслы Воронежской области
Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.

Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.

Ковроделие и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.

Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.

В местах расположения лесных массивов - Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.
Изобразительное искусство
Говоря об изобразительном искусстве, чаще вспоминают Москву или Санкт-Петербург, однако многие прославленные живописцы родились и прошли творческое становление в провинции. Иван Крамской, Николай Ге, Александр Бучкури, Елена Киселева, Александр Куприн – художники с разными судьбами, разными творческими устремлениями, которых объединяет родная земля и тонкое понимание искусства.
Иван Крамской
Пожалуй, имя этого мастера в Воронеже наиболее известно
Николай Ге
Уроженец Воронежа Николай Ге также является одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижных художественных выставок.
Александр Бучкури
Родился в Бутурлиновке, получил образование в Академии художеств, учился у Ильи Репина.
Александр Куприн
Родился в Борисоглебске. Вскоре семья переехала в Воронеж, где он работал конторщиком в управлении Юго-Восточной железной дороги и параллельно осваивал живопись.
Иван Крамской
Пожалуй, имя этого мастера в Воронеже наиболее известно, что неудивительно, ведь в его честь назван областной художественный музей. В Острогожске, где родился живописец, историко-художественный музей также носит его имя.

Иван Крамской был одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Видное место в его творческом наследии занимают портреты. Крамской существенно расширил границы этого художественного направления: в своих работах он стремился всячески подчеркнуть характер изображаемого человека и искусно делал это через окружение модели. Например, на картине «Портрет С.Н. Крамской (урожденной Прохоровой), жены художника, и С.И. Крамской, дочери художника» символичен и лес позади фигур, и дорога, по которой они идут.

Иван Крамской часто создавал портреты выдающихся отечественных деятелей, например, его кисти принадлежит портрет Льва Толстого, Михаила Салтыкова-Щедрина. Одной из самых загадочных работ художника считается «Неизвестная», портрет, изображающий даму в открытом экипаже. Личность модели до сих пор остается тайной.
Николай Ге
Уроженец Воронежа Николай Ге также является одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. В своем творчестве он обращался к разным направлениям и темам. Среди его работ есть портреты, жанровые произведения, религиозные творения. В жизни художника удачи сменялись неудачами. В какой-то момент положение Ге стало настолько тяжелым, что он начал писать портреты помещиков, живущих по соседству. Однако все это не мешало живописцу создавать произведения, которыми сегодня восхищается весь мир. Среди особенно известных работ Николая Ге полотно «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», созданное для первой экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок. Картину еще в мастерской приобрел Третьяков.

Еще одна известная работа Николая Ге – портрет Льва Толстого, с которым дружил художник.

Несмотря на то, что время, в котором жил и творил Николай Ге, осталось в далеком прошлом, мостик в ту эпоху все же есть в Воронеже. Рядом с Алексеево-Акатовым монастырем сохранился дом, где жил Николай Ге, о чем свидетельствует установленная на нем мемориальная доска.
Александр Бучкури
Александр Бучкури родился в Бутурлиновке, получил образование в Академии художеств, учился у Ильи Репина. После завершения обучения художник вернулся в Воронеж, которому и посвятил свою жизнь. Александр Бучкури преподавал в бесплатной рисовальной школе. Кроме того, вел активную деятельность по организации союза художников Центрально-Черноземного округа.

Илья Репин высоко оценивал работы своего ученика. Александру Бучкури удалось выработать свой творческий метод, где большое внимание уделялось цвету, что проявилось, например, в изображении колоритных народных костюмов. Значительная часть творений Бучкури – жанровые произведения, например, «Свадебный поезд» или «Прачки». Первоначально зритель обращает внимание на яркие цвета, декоративность, присущую творческому методу Бучкури. Однако, пожалуй, больше всего сил и внимания художник уделял «выписыванию» лиц, характеров.
Александр Куприн
Александр Куприн родился в Борисоглебске. Вскоре семья переехала в Воронеж, где он работал конторщиком в управлении Юго-Восточной железной дороги и параллельно осваивал живопись. Чтобы продолжить образование Куприн отправился в Санкт-Петербург, затем в Москву.

Творчество Александра Куприна отличается разноплановостью тем и подходов к исполнению произведения. Александр Куприн был членом общества «Бубновый валет» и создавал кубистические работы. Также в творчестве художника присутствуют реалистические пейзажи и изображения индустриальных ландшафтов. Тема природы и техники чередовалась в творениях художника.

Кроме того, Александр Куприн посвятил значительную часть своей жизни преподаванию: был преподавателем ВХУТЕМАСа, Московского текстильного института.