Край в годы войны
На протяжении многих лет, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, когда Урал ковал победу, большая часть населения Свердловской области занята в области металлургии или машиностроения.
Свердловская
область
Великая Отечественная. Урал
На протяжении многих лет, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, когда Урал ковал победу, большая часть населения Свердловской области занята в области металлургииили машиностроения.

Но, несмотря на промышленный характер региона, здесь активно развивается культура и креативная экономика. Эти достижения можно списать на «уральский характер», но история нашего региона указывает на то, что многие отрасли Урала в 1941-45 годах закалила именно Великая Отечественная война.
Массовая эвакуация предприятий позволила нарастить мощности заводам Уралмаш, НПО Автоматика, Уралхиммаш, Уралвагонзаводу, Уральскому оптико-механическому заводу и еще нескольким десяткам предприятий. 

Кроме предприятий на Урал в годы Великой Отечественной войны отправляли деятелей культуры и предметы искусства. В развитие театральной школы внесла свой вклад эвакуированная в Свердловск труппа Московского Художественного академического театра, а многие звезды театра «Урал.Опера.Балет» являются выпускниками Пермского государственного хореографического училища.
В военное время на Урале закалились традиции качества и упорного труда
В университетах Свердловска в годы Великой Отечественной войны на фронт работали ученые. Астроном Авенир Яковкин разработал приборы навигации, которые помогали пилотам управлять самолетом в условиях плохой видимости. Члены Уральского филиала академии наук Сергей Вонсовский и Яков Шур вместе со студентами Уральского государственного Университета разработали магнитный метод наведения артиллерийских снарядов. А химик-органик Исаак Постовский разработал сульфидиновые препараты, которые помогали солдатам залечивать тяжелые раны. Сегодня все эти разработки стали научной базой Уральского федерального университета.

Традиции уральской авиации, закаленные войной

История ведущего авиастроительного завода началась накануне 1941 года.
На фронт сотрудники завода восстановили и вернули 560 самолетов и 1 500 двигателей.
Коллектив завода 6 раз побеждал в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота» в годы Великой Отечественной войны.
Завод собирал истребители И-15, И-16 и бомбардировщики СБ.
Уральский завод гражданской авиации сегодня занимается ремонтом авиадвигателей, создает их новые образцы, конструирует и выпускает самолеты. Мощные производственные традиции сформировались на УЗГА во времена Великой Отечественной войны.
Сложные задачи военного времени дали возможность предприятию гражданской авиации раскрыть потенциал. Еще в 1939 году это были ремонтные мастерские при аэродроме Уктус, но перед началом войны они объединились в самостоятельное предприятие гражданского флота СССР № 404. Перед войной завод ремонтировал самолеты У-2,
По-2, массовые авиадвигатели М-11, М-17, МГ-31; занимался сборкой истребителей И-15, И-16 и бомбардировщиков СБ. К началу сороковых годов этот скоростной бомбардировщик уже успел повоевать в Испании, Китае, на Халхин-Голе и на Советско-финской войне. Мощные удары бомбардировщиков наносили крупный урон технике и живой силе противника.
После нападения фашистской Германии на Советский Союз гражданский воздушный флот был в оперативном порядке подчинен Народному комиссариату обороны. Все цеха завода были переведены на 10-часовой рабочий день. В тяжелейших условиях инженеры завода внедряли новые технологии, позволяющие ускорить ремонт боевой техники.
Из летописи завода: «…инженеры сутками не выходили из цехов, со стоянок самолетов - возвращали к жизни самолеты, моторы, аэросани, которые, казалось бы, невозможно было восстановить». Всего за военный период заводчане вернули в строй 560 самолетов и 1500 двигателей.
Инженер в цехе
Во время войны средняя норма по ремонту и сборке составляла 214 % от гражданского времени. А некоторые рабочие бригады перевыполняли планы на 500 %.

После войны завод продолжил выполнять важные государственные задачи, но приоритетом снова стала гражданская авиация. УЗГА производил ремонт двигателей самолетов Ил-12, Ил-14, а потом и Ту-154 Б2. Затем рабочие освоили ремонт двигателей для вертолетов Ми.
Развитием авиации в команде УЗГА занимается более
4 000 специалистов, перед которыми все так же стоят важные задачи: создание нового российского газотурбинного авиационного двигателя, выпуск беспилотных летательных аппаратов и самолетов для местных авиалиний.

Так на смену устаревшим самолетам Ан-2 и Ан-24 скоро придут новые региональные лайнеры. Они соединят людей из небольших городов на Дальнем Востоке, в Сибири, на севере России.
Пути спасения: как сохранили ценные ресурсы во время войны
Уральские железнодорожники спасали людей, экономику
и культуру страны.
До 70% перевозок проходило по железнодорожным путям.
До 1 000 километров в сутки проходили поезда в военное время.
Было эвакуировано 212 предприятий в регион по железным дорогам.
В 1941 - 1945 годах в Свердловскую область эвакуировали более 200 предприятий, многие из них объединились с уже действующими заводами. По железной дороге из Ленинграда, Москвы, Киева, Харькова и других городов доставляли рабочих, оборудование и строительные материалы для новых цехов. Например, при эвакуации киевского завод «Большевик» в Екатеринбург доставили 650 вагонов с грузом, теперь это предприятие известно жителям города как «Уралхиммаш».
То, что в военные годы производственная база на Урале увеличилась в несколько раз, - это в первую очередь заслуга железнодорожников. Сегодня на промышленных предприятиях Свердловской области работает около 320 000 человек. Это больше, чем в любой другой экономической отрасли. Для многих уральцев промышленность - дело жизни, а железная дорога подарила им возможность трудиться и развивать регион в мирное время.
Бронепоезд «Сталинский Урал»
Еще одна знаковая операция 1941 года - это эвакуация коллекции Государственного Эрмитажа в Свердловск. В истории музейного дела это уникальный подвиг по спасению культурного наследия, который тоже совершили железнодорожники. В 22 вагонах на Урал прибыло 500 тысяч экспонатов.
После войны коллекция вернулась обратно в Ленинград, но эта операция оставила культурный след в Екатеринбурге. В 2021 году на улице Вайнера открывается «Эрмитаж-Урал», и это открытие станет логичным продолжением многолетнего сотрудничества музея с уральской столицей.
Но в первую очередь железнодорожники спасали не предприятия или ценности, а людей. Сотрудники заводов переезжали на Урал с семьями, в том числе из блокадного Ленинграда. Всего из разных регионов было эвакуировано 700 000 человек. Кроме эвакуаций, железнодорожники спасали жизни в военно-санитарных поездах.
Перевязка в вагоне
военно-санитарного поезда
Со свердловского вокзала на войну ушло около 700 000 человек. В 2020 году СвЖД открыла «Вокзал памяти» - масштабную экспозицию на фасаде здания вокзала, на которой запечатлены те, кто когда-то ушел отсюда сражаться за Родину. Наравне со всеми в сражениях участвовали железнодорожные войска, а сотрудники в тылу собирали составы, работая по 18 часов в день, обслуживали вагоны, участвовали в сборе средств на нужды армии. Общими усилиями железнодорожники спасли не только заводы, культурные ценности и людей, а внесли свой вклад в спасение страны.
Со свердловского вокзала на войну
ушло около 700 000 человек.
Несмотря на тяжелую работу, труженики железной дороги успевали собирать средства на производство самолетов и танков, отправляли поезда с гуманитарной помощью и не теряли боевого духа
Железнодорожники:
Внесли в Фонд обороны Родины 11 миллионов рублей.
Собрали для бойцов Красной Армии 42 500 теплых вещей.
Собрали деньги на зенитную пушку 85-мм и отправили ее на фронт.
Отправили поезд со строительными материалами для восстановления Сталинграда.