История
Самая большая концентрация памятников наскального искусства в уральском регионе отмечена на берегах реки Тагил. Тагил — правый приток Туры, его общая длина 414 км. Река берет начало на восточном склоне Среднего Урала, место истока — гора Перевал в 7 км к западу от Новоуральска. Основные притоки: Баранча, Салда, Мугай, Кыртомка.
Свердловская
область
Тагильские писаницы

На участке реки от деревни Балакино до урочища Камельское сосредоточено 19 писаниц. На некоторых камнях сохранились по несколько фигур и знаков, на других — многофигурные сложные композиции. Балакинская писаница, Камни Балабан I, Балабан II и Соколий расположены на территории Нижнесалдинского административного округа, остальные — Алапаевского.

Как мы говорили в начале главы, первым об изображениях на берегах Тагила сообщил Никита Саввич Попов. Он оставил сведения о скале Балабан и Писаном Камне. В XIX столетии изучение тагильских писаниц связано с именем . Он скопировал рисунки, находящиеся на скалах: Балабан на правом берегу Тагила у деревни Прянишниковой; Балабан на левом берегу, несколько ниже первого; Соколий камень — также на левом берегу; Караульный камень; Балабанский утес Змиев камень и Писаный камень. Свои зарисовки он свел в альбом, который изготовил в нескольких экземплярах. О тагильских изображениях также упоминают краеведы И. Толмачев и И. Рябов.

  • В 1910 году выпустил «Словарь Верхотурского уезда», где на основе материалов архива УОЛЕ, опубликовал данные о 13 пунктах с древними изображениями.
  • В 1927, 1938, 1959 и 1960 годах берега Тагила исследовались , причем первые две поездки ученый совершил один. В первой части его работы «Наскальные изображения Урала» описаны 14 расписных скал. В начале 1980-х годов памятники изучались экспедицией под руководством . В последние десятилетия изучение наскальных изображений этой реки связано с именем.
Шорин Дмитрий Петрович
1817–1907
Окончил Выйское училище и поступил писцом в денежное отделение управления заводов. В 1835 году стал старшим помощником начальника счетного отделения. Был страстным краеведом. Общие интересы сдружили его с двоюродным братом Иродионом Рябовым. Они изучали богатые архивы Тагила, Верхотурья, Невьянска, книги по истории края, в 1840-х годах объехали всю северную часть Тагильского заводского округа с целью описания чудских городищ и курганов, поиска рисунков на писаных камнях. 

Особенный интерес представляют произведенные исследователями раскопки неолитической стоянки на берегу реки Полуденки и Кокшаровского кургана по реке Тагил.
Еще одной заслугой Дмитрия Петровича Шорина является открытие плавильного комплекса V-VI веков до н. э. в селе Лая.

Собранный им материал лег использовался такими известными археологами ХХ века, как и .
В Тагильском краеведческом музее хранится огромная коллекция предметов эпох каменного и бронзового веков, собранная Шориным.
Изображения камней Балабан I и II
Камень, получивший название Балабан I находится примерно в 5 километрах ниже по течению урочища Пряничникова. Манси издавна жили в этих местах. Особенно крепким считался род «вогуличей Теляновых». К концу 1660-х годов Теляновы разорились, и часть их владений перешла к Пряничникову. Большинство вогулов позднее переселились на север, но некоторые старики остались доживать свой век на прежнем месте. Вероятно, камни Балабан долгое время, вплоть до XIX века, почитались коренными народами.

Камень Балабан представляет собой три скальных выхода на правом берегу реки, в 800 метрах выше этого места в Тагил впадает небольшая река Широкая. Останцы сложены крупными каменными блоками. Тагил здесь достигает 50 метров в ширину.
Балабан I
Древние рисунки сохранились на левом и среднем утесах, расположенных примерно в 10 метрах от воды. Всего на скалах было обнаружено 5 групп изображений. Здесь нанесены две вписанные друг в друга окружности, в центре которых находится фигура медведя. От спины зверя отходит вертикальный отрезок. Вероятно, первобытный художник изобразил сцену охоты.

Ниже этой композиции нарисован лось, туловище животного передано контуром, внутрь которого нанесено небольшое пятно. Голову с двумя ушами и характерную волосяную серьгу под подбородком древний художник изобразил тонированным силуэтом.
Не смотря на относительную яркость этой группы, не удалось ее обнаружить. Поэтому он приводит описание этих фигур по тетрадям . Дмитрий Петрович не только оставил качественные зарисовки изображений, но и пытался дать интерпретацию композиции с медведем: «Натурально, что у лесных старожилов, а могло быть и у лешей чуди, медведь считался князем бывших здесь темных лесов, поэтому то его изображение обведено двумя кругами как окружались имена фараонов в египетских иероглифах. Здесь же сгруппированы на недальнем расстоянии Медведева деревня, Медведь-Камень, и две речки Медведки. Надо полагать, что изображения на Балабане выражают культ обожания темного народа...»
Вторая группа находится в 3.5 метрах выше по течению от первой и состоит из пятна краски и двух плохо сохранившихся окружностей. Внутреннее пространство которых заполнено радиально расходящимися отрезками.

Третья и четвертая группы находятся примерно в двух метрах правее от предыдущих рисунков. Здесь отчетливо видна антропоморфная фигура и пятна краски. В четырех метрах от человекообразного существа и на той же высоте выполнена силуэтная фигура копытного, с четырьмя ногами и двумя небольшими ушами. В 14 метрах справа находится пятая группа. На высоте около 2.5 метров над рекой видны плохо сохранившиеся рисунки, состоящие из горизонтально вытянутого овала с острыми концами, внутри которого нанесено круглое пятно.

Проведены раскопки на верхнем и среднем утесах, в результате «были обнаружены следы жертвенного места. В расщелинах и трещинах камней оказались угольки, мелкие кусочки пережженной кости и фрагменты керамики, а на верхнем утесе кованое медное плоское несомкнутое кольцо диаметром 6 см». Эти находки могут быть отнесены к петрогромской культуре и датированы концом 1 – началом II тысячелетия.

Камень Балабан II расположен примерно в 1 километре ниже по течению от предыдущего памятника на левом берегу Тагила. Скала расположена в некотором отдалении от берега и просматривается с воды лишь в зимний период, когда на деревьях отсутствует листва. Камень представляет собой скальную гряду, протяженностью около 100 метров, сложенную крупными блоками.
Чернецов Валерий Николаевич
Валерий Николаевич родился 17 марта 1905 года в Москве в семье архитектора. После революции некоторое время он учился на естественном факультете Пречистенского института, позже в Московском Электротехническом институте. В 1923 году в составе геодезической экспедиции Чернецов приезжает на Северный Урал. Именно в этой поездке определился круг его интересов: история, этнография и археология народов Северного и Среднего Урала.

За годы пребывания в этом регионе выучил язык манси и стал одним из авторов первой азбуки и учебника мансийского языка. С 1925 по 1930 годы он учится Этнографическом отделении Ленинградского Географического института и параллельно работает в этнографических экспедициях у лозьвинских, сосьвинских и обских манси. За время работы исследователю удалось собрать колоссальный этнографический материал.
Уральским писаницы
Особое место в своей научной деятельности Валерий Николаевич уделил уральским писаницам. Их поиску, копированию и интерпретации посвящены многие годы его упорного труда. Сбор материалов по наскальным изображениям был начат Чернецовым в 1927 году на реке Тагил. Первые экспедиции он проводил в одиночку, но, не смотря на это и труднодоступность многих мест, сумел открыть и зафиксировать памятники на берегах Тагила, Нейвы, Режа, Туры, Серги.

Чернецов нашел множество совпадений между рисунками на скалах и различными изображениями в традиционном искусстве манси.


Они наблюдались в орнаментах на различных материалах, бытовых рисунках, татуировках, тамгах, изображениях на священных предметах, затесах на деревьях, в том числе и на священных местах. Это позволило Валерию Николаевичу высказать мнение, что традиция нанесения рисунков на скалы была связана «хотя бы на поздних этапах» с угорским населением и, конкретно, с предками манси.

Чернецов убедился в обрядовом значении древних рисунков. Были обнаружены многочисленные следы жертвоприношений на вершинах и возле писаных скал. В результате своих исследований смог высказать несколько основных идей. Согласно его представлениям, писаницы отражают «коллективность мероприятий в области быта, промысла и культа».
Анализ уральских наскальных рисунков позволил выделить несколько сюжетных групп, или сюжетов с различными вариантами, отражавшими определенные темы в «комплексе некогда проводившихся обрядов и действий».

Сюжет первый, главным изображением является животное (лось, олень, косуля). Этот сюжет выделен в четырех вариантах, отличающихся друг от друга в некоторых деталях.

  • Вариант первый, изображение копытного в сочетании с солярным знаком и изображением небосвода и часто присутствием охотничьих ловушек и приспособлений.
  • Вариант второй содержит фигуру копытного и солярный знак и представляет собой «упрощенный вариант» описываемого сюжета. Примером могут послужить рисунки Исаковской скалы на Реже и Ирбитского Писаного Камня.
  • Вариант третий, изображение животного у загородки или в ловушке. Композиции этого типа отличают от первого варианта, с одной стороны отсутствие солярных знаков и изображений небосвода, с другой — более детально проработанными ловчими сооружениями.
  • Вариант четвертый, cодержит антропоморфное изображение, фигуру животного и охотничьей изгороди.

Сюжет второй, здесь главным изображением является птица. Эта группа содержит изображения водоплавающих птиц в сочетании с загородками, ловушками и иногда небесными и солярными знаками. Птица благодаря своей массовости имела большое значение в хозяйственной деятельности древнего населения Урала. Этот сюжет является аналогом первого, только ориентирован не на копытных животных.
Медвежий праздник у обских манси
Новожиловская писаница и Караульный Камень
Скала, на которой сохранились фрагменты красочных изображений, находится на левом берегу Тагила в 1.5 километрах от урочища Новожилово. Хорошим ориентиром может служить перекат, напротив которого и расположены каменные выходы.
Фрагменты фигур можно увидеть в 5 местах. Первая группа сохранилась на высоте 4 метров от подножия камня. Рисунки были нанесены на блок, покрытый кальцитовыми натеками.

В 2.5 метрах выше описанных рисунков можно разглядеть две вертикальные линии, соединенные наклонными отрезками. В 5 метрах справа от этой фигуры просматриваются остатки рисунков, можно выделить зигзаг длинной около 1 метра.

Пожалуй, самое интересное изображение сохранилось в 4 группе, расположенной в нижней части скалы на высоте около 3-х метров. Это антропоморфная фигура, нарисованная при помощи контура, сегодня хорошо различимы круглая голова и овальное туловище и две ноги.

Следующая писаница нанесена на скалу известную как Караульный камень. Караульный камень высотой около 40 метров, он вплотную подходит к реке и хорошо виден с воды. В средней части скальных выходов имеется небольшой грот, правее которого находятся первая панель с рисунками.

В 17 метрах ниже по течению расположены фигуры второй группы — горизонтальные линии и зигзаг от углов которого отходят маленькие отрезки. Справа от этих геометрических мотивов видны две наклонные линии и антропоморфная фигура. Справа от этой фигуры нарисованы две пары вертикальных параллельных линий и пятна краски.

Последняя фигура Караульного Камня сохранилась на 30 метров ниже. Это двойной зигзаг с двумя точками в местах перелома.
Зенковская писаница
Находится примерно в 3 километрах вниз по течению от бывшей деревни Кваршиной, на левом берегу реки. Скала высотой около 25 метров достаточно близко подступает к воде, поэтому прекрасно заметна с реки. Рисунки на Зенковской скале известны по запискам Иллариона Толмачева и горного инженера Ивана Гендрихова. Эти копии нельзя назвать точными, кроме того они охватывают только небольшую часть изображений памятника.

Валерий Николаевич Чернецов исследовал эти скалы во время экспедиций 1938 и 1960 годов. Всего ученый выделил 7 групп рисунков. «Основная масса изображений находится на собственно Зенковской скале — башнеобразном утесе, стоящем на самом мысу у воды. Группы шестая и седьмая обнаружены в 1960 году на небольшой скале в некотором отдалении от берега».

Первое панно с изображениями расположено на высоте около 15 метров. Рисунки выполнены красной краской и сохранили превосходную яркость. Они нанесены на два блока, расположенных под небольшим карнизом, который обеспечил фигурам защиту от атмосферных осадков.

До сих пор здесь можно увидеть дугообразную линию небосвода, замечательный рисунок солнца, состоящий из трех вписанных друг в друга окружностей и шесть фигур лосей, четыре из которых выполнены в скелетном стиле. перед самой левой фигурой животного различил «копьевидный предмет», современные исследования показали, что это фрагмент какой-то разрушенной фигурой.

Следующая группа фигур нанесена под первым панно, на высоте около 2.5 метров от земли. В работах и она указана под номером 5. Здесь сохранились фрагменты двух или трех солярных знаков, зигзаги, сложный мотив в виде ряда многоугольных ячеек с отходящими в стороны ломаными отрезками, восемь вертикальных волнистых линий и возможно антропоморфная фигура с поднятыми вверх руками.

Немного правее находится вторая группа фигур, она состоит из трех изображений птиц и четырех или пяти V-образных фигур верхние из которых имеют загнутые концы.
Третья группа рисунков расположена в 8 метрах ниже по реке. Здесь можно разглядеть человекоподобную фигуру с контурным туловищем и ромбовидной головой.

На другой плоскости этого блока, расположенной к третьей группе рисунков пол углом в 90 градусов, изображены две фигуры птиц, примечательно, что их туловища древний художник передал короткими штрихами.
В четвертой группе, расположенной примерно в 2.5 метрах от предыдущей, сохранились три заштрихованных уголковых фигуры, На их фоне изображено человекообразное существо и 5 вертикальных линий.

Шестая и седьмая группы находятся на другом скальном выходе. Он расположен в нескольких десятках метров выше по течению в некотором отдалении от берега. В шестой группе видны только неопределенные мотивы. В седьмой группе, на отдельном блоке изображена сложная ромбовидная фигура, на соседнем камне, видна композиция из двух птиц с овальными туловищами.
Тайны Шигирского идола
В газете «Siberian Times» опубликована большая статья о Шигирском идоле, в которой эксперт Светлана Савченко — главный хранитель уникального артефакта в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге, рассказала о том, что узоры резного геометрического орнамента на Шигирском идоле несут закодированную информацию о сотворении мира глазами человека эпохи мезолита. 

В статье газеты «Siberian Times» упоминается о том, что германские учёные из института Нижней Саксонии провели в 2014 году более точную датировку Шигирского идола, и в марте 2015 года обнародовали результаты своих исследований. Радиоуглеродный анализ лиственницы, из которой вырублен идол, показал, что и возраст Шигирского идола около 11 000 лет.
О чем могут рассказывать узоры на Шигирском идоле?
Широкие полости туловища идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом, и «личинами» — лицами богов, словно на большом иконостасе. Всего на идоле можно выделить семь персонажей, если считать и изображения личин на утраченной части. Самое крупное — это верхнее двустороннее изображение с объёмной головой идола.

Три фигуры хорошо видны на широкой лицевой и оборотной плоскости туловища идола. Все фигуры изображены по-разному и носят индивидуальные черты. Часть фигур представляют собой антропоморфные изображения, на фигуре идола обозначены отдельные элементы скелета.

Среди фигур геометрического орнамента Шигирского идола, исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) миром, где угадываются фигуры, означающие мужское и женское начало, животный и растительный мир. Люди, создавшие Идола жил в полной гармонии с миром и окружающей природой, имел передовые интеллектуальные взгляды и сложный духовный мир.
Главное трехмерное лицо Шигирского идола, с раскрытым ртом, впечатляет и завораживает. Лицо идола имеет ацтекской вид, только потому, что часть носа идола было отбито. На передней и задней части идола изображены три фигуры, расположенные друг над другом, а голова верхней седьмой фигуры венчает всю композицию, и соединяет оба мира — лицевую и заднюю сторону деревянного идола.

Во всех лицах идола есть семь граней, шесть из которых являются одномерными. «Совершенно очевидно, что лица вместе с орнаментом образуют отдельные фигуры» — считает Светлана Савченко.
С выводами Светланы Савченко соглашается академик Российской академии наук института археологии профессор Михаил Жилин. Самое трудное в интерпретации символов геометрических рисунков — это много вариантность значения этих символов. По этнографическим данным прямая линия может изображать землю или горизонт, границу между небом и землей, водой и небом или между мирами. Волнистая линия или зигзаг означают воду, или змею, или ящерицу, обитательницу подземного мира. Зигзаг еще представляет собой знак опасности. Крест, ромб, квадрат или круг обычно обозначают солнце или огонь и тд.
Профессор Михаил Жилин относится к изучению Шигирского идола с определённым чувством страха, ведь, этот шедевр, несущий гигантскую эмоциональную силу и внушающий особое трепетное отношение к уникальному артефакту, аналогов которому нет во всём мире. Шигирский идол — это очень живой, и в то же время очень сложный и ценный объект исследования. В орнаментах Шигирского идола, несомненно, была зашифрована важная информация, и поклоняясь идолу, люди эпохи мезолита, приходили к идолу за знанием.

Светлана Савченко и другие сотрудники музея также предполагают, что это может быть своеобразный указатель направления, что-то вроде карты. Прямые и волнистые линии со стрелками могут быть указателями куда идти, где может быть вода или овраг.
Ссылаясь на работу эксперта Светланы Савченко и профессора Михаила Жилина, исследователь Петр Золин согласен, что в расшифровке геометрического орнамента не может быть однозначной интерпретации. Образы (личины) на идоле и узоры могут рассказывать и о богах и духах, которые, по представлению древних людей, жили рядом с ними, об иерархии их богов.

Размещение изображений на разных сторонах идола может означать принадлежность к разным мирам. Если на Шигирском идоле изображена хронология создания мира, то изображения, находящиеся в разных уровнях могут представлять собой последовательность событий. Отдельные отметки геометрического орнамента могут обозначать очень важные события.
Некоторые уральские эксперты заявляют, что на идоле присутствуют и надписи и возможно тогда, что это одна из самых первых письменностей на земле, которая пережив тысячелетия, и сохранилась в характерных древнерусских резах и в традиционной вышивке, …и обнаружилась в кельтской письменности — Огам.  Следует рассмотреть и эту версию…
Скифский мир велик и разнообразен, конечно, он захватывает не только центральную европейскую часть России, но Урал и Сибирь. По утверждению Геродота «самоназвание скифов — сколоты», а слово «skolot», легко трансформируется в «skolt» и в «kelt».

Профессор Жилин считает, что Шигирский идол «сделан из расколотого ствола лиственницы, возраст которой не менее 157 лет».
Михаил Жилин добавил, что экспертиза помогла уточнить способ изготовления идола. «Работы по изготовлению деревянной скульптуры идола и орнамента, украшавшего его, велись каменным орудием по свежесрубленному стволу лиственницы».
По данным учёных, Шигирский идол относится к монументальному искусству охотников-рыболовов и собирателей Урала.
Михаила Жилина отметил, что похожие скульптуры делали древнейшие земледельцы Ближнего Востока.
Шигирский идол до сих пор хранит множество загадок, наглядно свидетельствующих о сложном мировоззрении и богатом духовном мире древних уральцев.
Бронзовые статуэтки богов, по форме напоминающие Шигирский идол, но выполненные в миниатюре, найдены в курганах этрусков…
История Урала
Территория, именуемая в наши дни Уралом, известна «цивилизованному» миру давно. Упоминание о ней можно встретить ещё в работах древнегреческого историка Геродота, жившего в V веке до нашей эры. Конечно же, слова «Урал» в то время никто не употреблял (называли эту территорию иначе — «Рифейский камень»). Да и представления учёных Античности об Урале и Сибири были полумифическими.

Судите сами:
«За Скифией лежит земля твёрдая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придёшь в страну, где у подножья высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющими свой особенный язык… Путь пресечён высокими горами, через них никто не может пройти. Плешивцы рассказывают… будто на горах тех живут люди с козьими ногами, а за ними — другие, которые спят шесть месяцев в году» (отрывок из описаний Геродота).
Вот такими были одни из первых письменных свидетельств об Урале. С другой стороны, следует помнить, что для древних греков даже проливы Босфор и Дарданеллы, расположенные в каких-то пятистах километрах, были населены чудовищами. Что уж говорить о далёком и неведомом Урале!

Автор не стал затрагивать вопрос заселения Урала первобытными людьми, так как данный материал является лишь кратким обзором. Отметим только, что первые люди пришли к Уральским горам 300-250 тыс. лет назад с территорий Кавказа и Средней Азии, двигаясь вдоль таких крупных рек, как Кама и Урал.
На протяжении дальнейших тысячелетий народы Урала неоднократно сменяли друг друга. Но к концу первого — началу второго тысячелетия нашей эры на территории сформировались несколько этнических групп, считающихся коренными: ненцы на севере, ханты и манси вдоль реки Обь, башкиры на юге, по течению реки Уфы, и некоторые другие.
Карта народов Урала на IX-XII века
Эти народы сохранились и по сей день, причём на прежних территориях, и их наименования отразились в названиях субъектов России: башкиры — республика Башкортостан, ненцы — Ямало-Ненецкой автономный округ, ханты и манси — Ханты-Мансийский автономный округ. Между прочим, предками хантов и манси был народ, называемый «югра». А другое название Ханты-Мансийского автономного округа — именно Югра.
Народы Урала и русские
В это же время, в IX-XII веках, на западе от Урала появились несколько государств, самыми известными из которых были Киевская Русь и Волжская Булгария. Эти государства (а также возникшие после распада Киевской Руси отдельные княжества) поддерживали весьма тесные торговые отношения с народами Урала, а некоторые земли даже оказались в их подчинении. Известно, что под властью Волжской Булгарии находились народы, жившие в нижнем и среднем течении Камы. Народы Северного Предуралья (территория нынешней республики Коми) платили дань Новгороду.

В XII — начале XIII века между русскими княжествами даже началось соперничество за Урал.


Однако вскоре случилось опустошившее Русь нашествие монголо-татар. В их подчинении оказались и многие народы Южного Урала. По этой причине движение русских на восток было приостановлено почти на полтора века.


Со временем государство монголов (Золотая Орда) стало слабеть. К северу от него вокруг Москвы формировалось и набирало силу новое государство, впоследствии ставшее Россией. После снятия татаро-монгольского ига в 1480 году и после победы над одним из главных соперников за собирание русских земель — Новгородским княжеством, — Московская Русь стала быстро расширяться в направлении Урала и Сибири.

В конце XV века в состав России окончательно вошла территория, носившая название «Пермь Великая» и расположенная в верховьях Камы и Вычегды (сейчас там находится Пермский край). Первые города русских на Урале появились ещё почти за век до этого: Анфалов городок (1409 год), Усолье Камское (ныне Соликамск — 1430 год).

Освоение Перми проходило не без сопротивления со стороны соседних воинственных народов, например, сибирских татар. Для защиты от врагов на Руси издавна возводили укрепления — кремли. Урал не стал исключением. Первый кремль на Урале был построен в 1535 году в городе Чердынь.

Спустя два десятилетия к России была присоединена Башкирия. Как следует, были построены русские укрепления (первым стала крепость Уфа, основанная в 1574 году; ныне столица республики Башкортостан).
Как и при освоении многих других территорий, значительную роль в деле присоединения Урала к России сыграли купцы и религиозные деятели. Стефан Пермский, ставший впоследствии епископом Перми Вычегдской (так называли территорию, расположенную к северо-западу от Перми Великой), был миссионером и, по некоторым сведениям, однажды бывал на Урале, где крестил многих язычников. Среди купцов наиболее известны Строгановы (XVI век), которым во владение была отдана довольно большая территория вдоль Камы. Они поддерживали торговые связи со многими народами Зауралья, их деятельность способствовала развитию промышленности и культуры.

С именем Строгановых связано ещё одно важное событие в истории Урала — поход Ермака.
Сибирский поход
По мнению большинства историков, важным событием, едва ли не прорывом в Средний Урал и Сибирь стал поход Ермака (1582-1585 годы). Это так, но важно отметить, что народы Сибири ещё в начале XVI века платили дань России (то есть находились в зависимости от неё), но потом отказались. Именно этот отказ, а также участившиеся нападения на русские владения в Предуралье, были одной из причин похода. Так или иначе, именно после «покорения Сибири Ермаком» началось активное заселение русскими Урала.

Возможно, исторический поход стал также стимулом для других землепроходцев. Во всяком случае, всего через полвека русский человек ступил на берег Тихого океана. Кроме того, поход Ермака стал сюжетом для нескольких знаменитых картин. Например, вот для этой.
Картина И. Сурикова Покорение Сибири Ермаком
О самом походе известно не так уж и много, а в рамках данной статьи можно сказать и того меньше. Нельзя сказать, кто был основным инициатором похода, но скорее всего это были Строгановы, которым изрядно досаждали набеги сибирских татар.
Карта похода Ермака
Поход начался в 1582 году (по другой версии, в 1581). Ермак с небольшой дружиной поднялся до среднего течения реки Чусовой, спустился последовательно по Тагилу, Туре и Тоболу до места впадения реки Тобол в Иртыш, где находилась столица сибирских татар — город Кашлык. Разбив отряд татар, Ермак повернул на север, одержав ещё несколько побед. Но в 1585 году он погиб в столкновении с отрядом татар. Его дружина распалась.

Вскоре после гибели Ермака в Сибирь вступило большое правительственное русское войско, которое окончательно завоевало эту территорию. Центром Сибири стал основанный в 1587 году Тобольск.
Освоение Урала русскими
После похода Ермака Урал стал активно заселяться и осваиваться.

Начали строиться первые города на Среднем Урале и в Сибири. На протяжении трёх лет, с 1595 по 1597 год, прокладывалась Бабиновская дорога, на которой в 1598 году был основан город Верхотурье — «ворота в Сибирь».
В начале XVII века начали поступать первые сообщения об открытии на Урале месторождений руд — железной и медной.

В начале следующего века были построены первые металлургические заводы. Почти параллельно с этим возникали административные центры: Екатеринбург (1723), Оренбург (1735), Челябинск (1736). В 1720 году в городе Кунгуре была учреждена Канцелярия горных дел. Это означало не только экономическое присоединение, но и фактическое закрепление государственной власти России на Урале.
Верхотурье
Экономическое развитие Урала в XVIII-XX веках
Дважды за свою историю Урал становился одним из важнейших экономических и стратегических районов страны. В первый раз это произошло в период правления Петра I и было связано с именем заводчиков и помещиков Демидовых. Благодаря строительству большого количества железоделательных и медеплавильных заводов Урал стал важнейшей металлургической базой страны, сохраняя этот статус на протяжении более ста лет. Во время Северной войны со Швецией уральские заводы снабжали армию пушками и ядрами. Россия в XVIII веке сделалась мировым лидером по выплавке железа и сохраняла этот статус до середины следующего столетия.
Но, конечно же, лидерство Урала держалось не только на развитой металлургии, но и на добыче уникальных сокровищ — золота, платины, самоцветов и полудрагоценных камней. Золото на Урале нашли ещё в 1745 году. Платина была открыта в первой четверти следующего века. Первые находки самоцветов относятся ещё к XVII столетию, но пик пришелся на XIX век. Именно тогда на Урале были найдены алмазы и изумруды. Ну а «фирменный» уральский камень — малахит — добывался ещё в XVIII веке.

Второй расцвет Урала пришёлся на годы индустриализации (1928-1941) и Второй мировой войны (1939-1945 гг.) В ходе первых трёх пятилеток здесь были построены огромные металлургические и машиностроительные заводы, такие как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш» в Екатеринбурге и т.д. Во время войны многие предприятия были эвакуированы из оккупированных районов на Урал.
Труд миллионов уральцев в годы войны немало способствовал победе. Помимо всего сказанного, Урал обладал важнейшими стратегическими запасами марганца (месторождение Полуночное на севере Свердловской области). Оно было единственным доступным в то время. Марганец использовался для изготовления танковой брони. Значимость месторождения была столь высока, что в фашистской Германии разрабатывали проект диверсии на нём, к счастью для нашей страны оставшийся нереализованным.

В конце двадцатого века темпы экономического роста вновь стали падать, начался отток населения в другие регионы страны. Тем не менее, Урал по-прежнему является одним из важнейших экономических районов страны, удерживая первые-вторые места по важным промышленным показателям. Кроме того, не стоит забывать, что Магнитогорский металлургический комбинат до сих пор является крупнейшим предприятием отрасли в стране.

Так что, возможно, нынешняя пауза — это только затишье перед очередным скачком.