Знаменитые места
Небольшой репортаж из музея мотоциклов, расположенного в городке Ирбит.
Свердловская
область

Ирбитский музей мотоциклов

Папа «Урала» BMW R12. На тот момент один из лучших мотоциклов для армии: мощный (целых 18 лошадиных сил), проходимец, может оснащаться коляской и относительно просто в изготовлении. Когда советские военные решили, что армии тоже нужен мотоцикл, то за основу решили взять именно баварскую разработку. По одной из версий то ли дипломаты, то ли разведчики через подставных людей купили пять R12, переправили в союз, где инженеры разобрали их по винтику и стали выпускать свою модель. Вот один из тех донорских мотоциклов. Исторический, можно сказать, мотоцикл.
Обратите внимание, как переключались скорости, надо было оторвать руку от руля, и дернуть рычаг.
А это конкурент BMW.
Все дела по разработке мотоцикла, строительству завода и пуску производства в Ирбите закончили аккурат к 1941 году. Поэтому предприятие ударно участвовало в трудовом подвиге советского народа. Вот та самая «клонированная» модель. М-72 стал немного мощнее — 22 л.с. Выпускался с 1941 по 1955 годы.
А это одна из первых гражданских версий, поставлялась без пулемета, но с модной немецкой коляской.
Один из мотоциклов Никулин заказал для своего цирка.
Вот он весь в хроме, крутился внутри железной сферы. Интересный был номер.
А это вариант для советских модников.
Полицейская версия развития не получила.
А это мотолимузин.
Нечто мотоподобное под названием «Акула», созданное на агрегатах «Урала» для байк-шоу. Ездить на таком, понятное дело, неудобно и опасно.
В поздние 90-е «Урал» пытался стать похожим на Harley-Davidson. Но байкеры не оценили.
Это Славная страница истории отечественного мотостроения, которую мы почти потеряли. Мото-спорт.
Мото-кросс, мото-ралли, кольцевые гонки и масса чего еще. В советское время «Уралы» выступали практически везде.
Особый жанр — гонки на мотоцикле с коляской. Когда пассажир на поворотах балансирует, чтобы мотоцикл не перевернулся.
А это практически 70 лет истории «Урала» в один ряд. Современные мотоциклы этой марки мало чем отличаются от этих машин. Конструкция, философия – все отсюда.

Богдановичский и Юрмычский заказники

Потрясающее зрелище предстало перед глазами на границе Богдановичского и Белоярского районов Свердловской области.
Прямо возле федеральной трассы Екатеринбург-Тюмень в поле кормятся сотни косуль. Зима перевалила за свой экватор и диким животным все сложнее и сложнее добывать себе пищу. Снега много и добраться до диких трав косули не могут. А здесь местные фермеры с осени убрали рапс. Вот и пасутся косули, не обращая внимания, на проносящиеся мимо шумные фуры. Такое количество косуль зимой можно увидеть только под Богдановичем. Дело в том, что на этих землях охотничий заказник, созданный для охраны этих животных.
Чтобы косули безбедно прожили всю зиму, летом и осенью инспектор заказника и его помощники запасались кормом: сеяли поля, косили сено, закупали зерно, картошку, морковку, вязали веники из козлятника и березы. Теперь все это вывозят на специальные кормовые площадки. В лесу таких несколько штук. Чтобы полакомиться сюда приходят сотни косуль. Стоило притаиться в машине неподалеку, копытные тут как тут.
Несмотря на то, что в заказнике под охраной косуля, егеря кормят и других диких животных. Благодаря зерну, зиму переживают кабаны. Целое семейство пожаловало сюда, не смотря на присутствие людей. Как говорится, голод не тетка, именно в холодные дни дикие животные теряют страх. Одна из косуль подкралась к сену во время того, как в нескольких метрах стояли и разговаривали люди.
Всего в Свердловской области полтора десятка охотничьих заказников. Еще один находится в ста восьмидесяти километрах от Екатеринбурга в Пышминском районе.
Когда снега в лесу становится слишком много, инспекторы не только вывозят еду, но и прокладывают тропы к площадкам, чтобы косулям и кабанам было легче добраться до еды. В суровое время почти постоянно кормятся не только кабаны и косули, еще и лоси. Они выходят из леса и поедают молодые кустарники. В день сохатому нужно около двадцати килограммов веточного корма.

Зимой, когда звери теряют страх и бдительность, егеря усиливают в заказниках охрану. Ведь именно сейчас дикие животные становятся легкой добычей для браконьеров. Егеря патрулируют территории и устраивают засады.
Егерь

Верхотурский кремль и каменный троицкий собор

Верхотурский кремль – единственный сохранившийся кремль на Урале, а также это самый маленький кремль во всей России (всего лишь 125х194 м). Он был простроен по указу Петра Первого на месте старенькой, обветшавшей деревянной крепости. Ещё верхотурский кремль считается самой последней каменной крепостью, построенной в России.
Верхотурский каменный кремль строился с 1698−й по 1712−й год. Раньше он был усадьбой дома воеводы Алексея Ивановича Калетина, обстроенной по периметру крепостными стенами с несколькими башнями. Непрерывный фронт застройки с крепостными стенами составляли Троицкий собор, приказные палаты, караульня, житные амбары и поварня.

Все постройки кремля отличались очень хорошо продуманным расположением. Например, вид неприступной крепости речного фасада кремля придавали башни, возвышавшиеся над скалой, высотой в двадцать пять метров. Этот пускай и небольшой кремль можно с полной уверенностью считать ярким памятником градостроительства в России конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков.
Троицкий собор может заслужить внимание как очень выдающийся памятник всего церковного зодчества Урала. Если очень внимательно его рассмотреть, то на изразцовых поясах легко отыскать текст, рассказывающий о точных годах строительства собора.
Пятиглавое венчание высокого храмового объёма придают храму совершенный художественный силуэт. Даже искусствоведы отмечают яркую индивидуальность Троицкого собора.

Внутри собора свет заполняет храмовое пространство, проникая в него через различные проёмы, прорезающие стены в четыре яруса. Здесь находится Спасо-Николаевский мужской монастырь, который был основан в 1604 году. Он являедся самым старейшим в Зауралье. На территории монастыря находятся чудотворные мощи Праведного Симеона Верхотурского — местного святого из села Меркушино.
В 1887 году стены собора украсили живописными изображениями, с внутренней же стороны стены расписаны четырёхъярусным иконостасом. Парадные ворота самого кремля можно назвать ярким представителем архитектурной достопримечательности семнадцатого века.
В конце восемнадцатого века городской администрации потребовались общественные здания. На месте воеводского дома в 1802 году были построены казначейство, полицейский участок, а также уездный и земский суды. Здание приказных палат было снесено, а из его стройматериалов был построен дом для присутственных мест, вроде словесного и сиротского судов, дума и городовой магистрат.
В конце 1880−х годов на месте уже до этого перестроенных амбаров возвели пожарное депо. А вот последней дореволюционной постройкой кремля стал корпус казначейства.
Уже к середине девятнадцатого века свой первоначальный облик сохранили только кремлёвский собор, с примыкающими к нему стенами, и парадные ворота.

С колокольни Троицкого собора можно увидеть кремль с высоты птичьего полёта, и разглядеть весь ансамбль верхотурского кремля. А ещё, помимо старинного убранства Верхотурья с неё можно посмотреть на прекрасные природные пейзажи. Обрывистые берега, сосновые леса и долину реки.
Весь кремль дышит историей целых двух эпох. А Троицкий собор был объявлен ЮНЕСКО архитектурным памятником мирового значения. Строительством собора, по приказу Петра Первого, занимались самые лучшие мастера Уральского и Сибирского приказов, причём полностью за казённый счёт. Троицкий собор стал первой церковью за Уралом.

С вершин скал кремля открывается отличный вид на сам город. К сожалению, его былое величие уже давно забыто. Несмотря на то, что это был единственный разрешённый Петром Первым проезд в Сибирь, город со временем обеднел из-за объездных дорог, которые были построены южнее. Теперь его население всего девять тысяч человек, а статус «город» давно сменился статусом «село».
Ганина Яма
После смерти семьи Романовых, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля в подвале дома инженера Ипатьева, тела невинноубиенных были вывезены за город, в заброшенный рудник, находившийся в урочище Четырех братьев
В 2000 году, после прославления семьи Романовых в Соборе новомученников и исповедников Российских, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, на Ганиной Яме было начато возведение храмового комплекса и заложен Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

Монастырский комплекс состоит из семи храмов, в часть Святых, особо почитаемых царской семьей. Все храмы монастыря построены из дерева, их архитектура выдержана в традициях древнерусского храмового зодчества. Это необычное архитектурное решение символизирует путь духовного возрождения, обращенный к истории Святой Руси.
В настоящее время на территории монастыря расположены храмы в честь Святых Царственных Страстотерпцев, Святого преподобного Серафима Саровского, Святого Николая Мир Ликийских Чудотворца, Святого преподобного Сергия Радонежского, Иверской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери "Державная", Святого праведного Иова Многострадального.
В храме в честь Святых Царственных Страстотерпцев пребывает ныне крест-мощевик, принадлежавший Царской Семье, с частицами святых мощей сорока Угодников Божиих и частицей Древа Животворящего Креста Господня. Святыня была передана в дар монастырю и торжественно принесена Крестным Ходом 19 мая 2001 года в день рождения Царя-Страстотерпца Николая II.
Храм Серафима Соровского состоит из двух уровней, верхнего - главного - во имя святого преподобного Серафима Соровского и нижнего - в честь иконы Божией Матери "Умиление", где пред образом Царицы Небесной читается неусыпаемая псалтырь. В храме хранится ковчежек с частицами мощей многих святых. Одна из особо почитаемых икон - образ Страстотерпца Царя Николая, список с широкоизвестной чудотворной иконы. Здесь же пребывает икона Святителя Николая, освященная на мощах Святого в г. Бари, Иверская икона Божией Матери и икона св. Георгия Победоносца, написанные на Святой Горе Афон, для монастыря Святых Царственных Страстотерпцев.
В настоящее время на территории монастыря расположены храмы в честь Святых Царственных Страстотерпцев, Святого преподобного Серафима Саровского, Святого Николая Мир Ликийских Чудотворца, Святого преподобного Сергия Радонежского, Иверской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери "Державная", Святого праведного Иова Многострадального.
В храме в честь Святых Царственных Страстотерпцев пребывает ныне крест-мощевик, принадлежавший Царской Семье, с частицами святых мощей сорока Угодников Божиих и частицей Древа Животворящего Креста Господня. Святыня была передана в дар монастырю и торжественно принесена Крестным Ходом 19 мая 2001 года в день рождения Царя Николая II.
Природный парк «Оленьи Ручьи
«Оленьи ручьи» – природный парк, расположенный в нижнем течении реки Серги Свердловской области.
Создан он был в 1999 году и имеет площадь 12 тыс. га. На сегодняшний день природный парк является одним из самых популярных туристических мест Среднего Урала, куда приезжают ради завораживающих пейзажей древней речной долины, имеющих в достатке разнообразные природные и исторические объекты.
Среди них особо выделяются многочисленные карстовые образования, в том числе пещера «Дружба», протяженность которой составляет более 500 метров, и Большой карстовый провал. Не менее интересны «Оленьи ручьи» и с исторической точки зрения: многие из местных пещер являются палеозоологическими и историческими памятниками; палеонтологи и археологи до сих пор ведут здесь раскопки; кроме того, на территории парка были обнаружены стоянки древнего человека возрастом более 15 тыс. лет. Один из обнаруженных здесь древних наскальных рисунков – олень – стал эмблемой и символом «Оленьих ручьев».
История парка «Оленьи ручьи»
Для большинства посетителей, парк «Оленьи ручьи» – это место, куда можно пойти в турпоход или сплавиться по реке. И не удивительно – это место и в правду богато на удивительные пейзажи, которые включают в себя горы, скалы, реку и разнообразие лесных пород. Однако данный природный парк – это не только завораживающие виды, но и историческая местность, где можно узнать о месте человека в биосфере, о его воздействие на формирование облика Земли.
История человека в этой местности началась более 15 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют многочисленные находки исследователей этой территории. Самым явным подтверждением жизни здесь древнего человека является находка палеозоологов Института экологии Уральского отделения Российской Академии наук, которые обнаружили целую серию культурных слоев у Дыроватого Камня. Самый древний культурный слой был обнаружен на глубине 3,5 метров и имел возраст 14 тысяч лет. Кроме того, были обнаружены остатки городища бронзовой эпохи на скале Тарзанка, а на скале Писаница сохранились рисунки, оставленные древними охотниками около 2 тысяч. лет назад.
Жизнедеятельность человека в этих местах отразилась и на ландшафте парка, который сформировался в XVIII-XIX веках, когда здесь велась добыча руды, строились плотины и вырубались леса. Эти ландшафты напоминают об эпохе Демидовых – «железных королей» Урала.
Начиная с 1886 года долина реки стала излюбленным местом для исследователей различных областей: геологии, географии, лесоведения, ботаники, зоологии, палеонтологии, истории, топонимики и других наук. И уже к 1975 году о данной местности было написано около 150 различных работ.
На территории природного парка проводятся экскурсии по 5 основным направлениям – «По долине реки Серга», «Карстовый мост», «По долине Аракаевских пещер», «Причуды Сергинских пещер», «Миткинский рудник». 
Скалы Семь Братьев и три сестры
Скалы Семь Братьев - одни из самых живописных на Среднем Урале. Они венчают гору Семибратскую (422 м), что в окрестностях поселка Верх-Нейвинский.
Скалы "Семь братьев"
Эти скалы относятся к Верх-Исетскому гранитному массиву. Напоминают по форме Чертово Городище, но выше и зрелищнее его. В отличие от Городища, на главную вершину Семи Братьев без специального альпинистского снаряжения не забраться (разве только с большим риском для жизни). Зато если повезет залезть на эту скалу, то с вершины открывается прекрасный вид на уральские горы, зеленые леса, окрестные поселки и озера (в том числе Аятское и Таватуй).
Существует несколько вариантов легенд о происхождении скал. Согласно одному варианту — это дети жестокого управляющего, спасавшиеся от расправы и застывшие на горе. По другому преданию — это языческие великаны, превратившиеся в камень от крестного знамения Ермака (хотя достоверно известно, что Ермак в этих местах не был).
История
В начале XX века скалы Семь Братьев выбрали для тайных сходок рабочие Верх-Нейвинского завода. На каменной стене кто-то из них написал черной краской: «Да здравствуетъ соцiальная революцiя!». Местные краеведы установили, что надпись была сделана в 1912 году по случаю прибытия сюда главы Пермской губернии Болотова.
Любопытно, что фигуру Ангела Единой Надежды, красующуюся ныне на скале в природном парке «Оленьи Ручьи», изначально хотели установить на скале Семь Братьев. Скалы хорошо видны даже с Тагильского тракта. Они возвышаются над лесом на одной из гор. Кстати, недалеко от Семи Братьев, на вершинах других гор, есть и другие скалы. Например, скала Три Сестры. Конечно, они не такие живописные и высокие, как Семь Братьев, но посетить стоит. Заодно можно посетить Верх-Нейвинский историко-краеведческий музей.
Скалы "Три сестры"