Дом-музей Н.А. Островского

Мой родной Сочи
Литературно-мемориальный музей Николая Алексеевича Островского посвящён человеку уникальной судьбы и силы духа. Потеряв зрение и возможность двигаться, он нашёл силы и волю стать писателем. Его роман «Как закалялась сталь» приобрёл мировую известность уже в 30-е годы 20 века и востребован до сих пор. Сочинский дом-музей с архитектурной точки зрения интересен не только как один из редких для советских времён примеров дачного строительства, но и как бережно сохраняемая иллюстрация быта 1930-х годов.
Н. А. Островский
Первый раз Николай Островский приезжает в Сочи в июне 1928 года для лечения на Мацесте по путёвке в санаторий №5. Красота сочинской природы и явное улучшение здоровья после принятия ванн побуждает его задержаться на курорте более, чем на год, постоянно меняя место жительства со съёмных квартир на санаторную палату. Первую часть знаменитого романа Николай Алексеевич пишет в Москве, а вторую — в Сочи. После выхода книги правительственные награды с трудом поспевали за народной любовью.
Весной 1935 года по инициативе председателя ВЦИК Г.И. Петровского было принято решение о строительстве в Сочи удобной для Николая Островского дачи. И вскоре архитектор Я.Т. Кравчук предложил семье писателя проект дома.
Проект предусматривал строительство достаточно представительного дома, однако построен был значительно скромнее, что более соответствует характеру самого писателя и членов его семьи.

Стилистически дом ближе к модерну, для которого внутренний комфорт важнее внешнего лоска и симметрии. Единственное, что роднит дом советского писателя с господствующим в те годы неоклассикой — это балясины, довольно скромно использованные в оформлении фасадов дома.

Дом Островского в Сочи
Планировка дома
Планировка была весьма продумана, что позволило создать удобное компактное пространство с учётом специфических условий быта и творчества Николая Островского.
Сочинская библиотека Н. Островского насчитывает более двух тысяч книг и журналов, которые собирались им в последние годы жизни. Одна из книг библиотеки посвящена древнерусскому зодчеству.

Комната Екатерины Алексеевны Островской, сестры писателя, больше похожа на кабинет: в центре большой письменный стол для работы, на столе самшитовый письменный прибор. Она вела всю личную переписку Николая Алексеевича. Екатерина Островская стала первым директором музея Н. Островского с момента его открытия в 1937 г.
В комнате Ольги Осиповны Островской, матери писателя, всё дышит любовью к детям: при почти аскетической скромности обстановки множество фотографий дорогих сердцу родных.

Стены прихожей, как и кабинет Николая Алексеевича, были облицованы тёмным деревом (орех), чтобы создать сумеречную обстановку и защитить писателя от яркого света: до конца жизни не прекращался воспалительный процесс, «глаза горели огнём».
Секретарская планировалась для хранения архива.

Кабинет Николая Алексеевича Островского служил ему столовой, спальней и гостиной одновременно. Как и сам дом, многое в его обстановке было подарено писателю.
В этом доме писатель прожил пять с половиной месяцев с 17 мая по 22 октября 1936 года. Здесь он закончит первый том романа «Рожденные бурей», проведёт множество встреч, бесед, обсуждений.

После смерти писателя в декабре 1936 года литературно-мемориальный музей Н. Островского в городе Сочи был учреждён Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 февраля 1937 г. № 262 и уже 1 мая 1937 года музей был открыт.
В 1956 году рядом с мемориальным домом писателя было построено здание литературной части музея и соединено с ним галереей.
В 1957 г. в новом здании открылась историко-литературная экспозиция «Жизнь-подвиг», а в наши дни проводятся различные выставки художников, фотографов и множество других творческих мероприятий.
В 1979-80 гг. была произведена реконструкция музейного комплекса. Для воссоздания мемориальности дома Н. Островского галерея была демонтирована, восстановлен пандус и оголена историческая кладка двух стен.

Литературная часть музея