Знаменитые места
Саратовская
область
Клинический городок СГМУ
Одновременно со строительством зданий на Московской площади (ансамбль Саратовского государственного университета) К.Л.Мюфке проектирует здания клиник для университета в так называемом Агафоновском поселке. Все построенные там здания в настоящее время принадлежат третьей клинике медицинского института. Мюфке составил все проекты зданий и он же осуществил их в натуре. К ним относятся хирургический корпус, корпус для нервных болезней и корпус болезней уха, горла и носа. Здания представляют интерес как с планировочной, функциональной, так и видовой точек зрения. Однако нарушение стилевого единства здесь несколько больше, чем в зданиях университета, так как вмешательства в их оформление была, к сожалению, куда сильнее, чем при проектировании первых зданий университета. Приверженцы модерна считали, что для клинических зданий с явно выраженной функциональностью ближе «современная» архитектура, нежели архитектура русского классицизма. Им казалась также, что стилевое оформление зданий, в этом, случае обойдется дешевле.  

По-видимому, Мюфке не собирался полемизировать па этому поводу и решил в какой-то степени удовлетворить требования заказчика, сохранив классическую основу в архитектурном образе зданий. В натуре всех трех зданий разные фасады, но у всех архитектурный строй характеризуется симметричной системой, с подчеркиванием особенностей русской классики: применением монументальных ризалитов в виде открытых ротонд с колоннадами, закрытых ротонд с купальными покрытиями, рельефной обработкой глубокой горизонтальной рустикой нижнего этажа и пр.  


Каждый из этих фасадов хорошо просматривается, но в то же время заметна и нарочитость декора. Архитектура зданий воспринимается сквозь призму хороших пропорций, гармоничности частей и целого, простоты форм рисунка и монументальности основных фрагментов. Так, например, здание хирургической клиники помимо центрального ризалита, который в достаточной степени подвержен влияниям модерна, все же монументален, все остальные ризалиты, несущие на себе еще большую печать модерна, также сохранили явно выраженную монументальность.

Это боковые ротонды, расположенные с обеих сторон здания, мощные полуротонды, расположенные по сторонам центральной части, тяжелые пилястры, вытянутые на два этажа, обработка по ля стены здания с обеих сторон центральной части, деталировка аттикового щипца (фронтона без карнизов) на центральном ризалите, карниз большого выноса с поддерживающими его массивными кронштейнами и др. Все эта является характерным атрибутам модерна. Здание в целом - компактное, стройное, по фасаду удачно расчлененное на три композиционные оси.


В общем виде оно хорошо воспринимается, в стилевом отношении его можно отнести к типу зданий, имеющих заметный налет модерна на классической основе. И тем не менее оно хорошо смотрится и является одним из существенных компонентов, сформировавших ансамбль клинического городка. Эта здание, расположенное в ряде трех зданий, главным фасадам направлена к входу на территорию. Оно хорошо сориентировано по странам света, и с учетам его специфической функции. 

Второе здание - клиника нервных болезней – по величине почти равна хирургической клинике. Расположено в одну линию с первым, с небольшим разрывом. Оно также расчленено на композиционные оси. В сред ней части корпуса проходит главная ась, по бокам здания остальные две оси. В композиции применены те же ротонды, что в хирургическом корпусе, но в первом ризалиты имеют форму полуротонд, а во втором - три чет верти ротонд. Последние расположены с обе их сторон и ими заканчивается главный фа сад.  

Третий корпус - клиника уха, горла и носа, расположен напротив хирургического корпуса, на значительном расстоянии. Эта клиника отличается от предыдущих своим объемом, общей трактовкой фасадов и плановым решением. Однако в ней повторяется та же архитектоника, какая существует в двух первых клиниках. Архитектурный почерк единый.

Особняк П.И.Шмидта
Особняк мукомола П.И. Шмидта, выстроен в начале ХХ столетия (1906 г.) неизвестным архитектором. Сдержанность деталей, аристократизм орнамента — и смелая компоновка объемов, крупная пластика, динамичная асимметрия массы здания — все это характеризует один и тот же дом.  

Сложное сочетание и чуткое равновесие столь разных, нередко взаимоисключающих качеств были довольно широко распространены в модерне. Чем глубже стараешься понять то или иное здание, тем запутанней и сложней перекрещиваются породившие его тенденции. Может быть, поэтому многие постройки стиля обладают некой притягательной таинственностью (как любое до конца не понятое явление)? Что касается этого дома, то его архитектура (при всем вышесказанном) не кажется противоречивой, смятенной. Каждому направлению нашлось место, поле действия.  

Объемная композиция, свободный план, асимметричные фасады — от “чистого” модерна; рустованный цоколь, лепнина и скульптура, отдельные детали и формы (портал входа, аттики, пилястры) — от неоклассицизма; суховатая графичность, ограниченный набор материалов и мотивов, большие квадратные окна — от рационализма. Он, пожалуй, преобладает, определяет общее настроение памятника (и это несмотря на прямо-таки усадебные, барские фрагменты садовой части здания — фигуры львов у входа и манерно-пластичный грот). 
Храм "Утоли моя печали"
Построена часовня в 1906 году "тщанием и иждевением" преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицинского, бывшего управляющим Саратовско-Царицынской епархией с 1903 по 1912 годы. Это была , в сущности, домовая церковь Владыки, чьи покои находились рядом - в здании, ныне занимаемом духовной семинарией. 

Проектировал церковь-часовню саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин, известный специалист, прославившийся подготовкой планов постройки ряда примечательных зданий Саратова. Работы по сооружению часовни были начаты в 1903 году и продолжались три года. Специалисты считают, что часовня является миниатюрным подобием храма Василия Блаженного в Москве, усматривая сходство в конструкции сооружений: витые куполочки вокруг главного шатра, похожая отделка, незначительный внутренний объем, явно не рассчитанный на большое количество прихожан.  

Чудом уцелела часовня в тридцатые годы. Тогда в первую очередь разрушались большие храмы, а впоследствии началась война, отвлекшая воинствующих атеистов от уничтожения культовых построек. Долго стояла часовня обезображенная, без крестов, переоборудованная под нужды сугубо атеистического в советское время заведения - планетария. Но в 1965 году по личному указанию первого секретаря обкома КПСС А.И.Шибаева часовня была отреставрирована снаружи, а на купола были воздвигнуты кресты.

В 1991 году часовню передали Саратовской епархии. Стараниями ее первого после перерыва настоятеля отца Лазаря Новокрещеных были отремонтированы внутренние помещения, произведены росписи, приобретены многочисленные иконы, построена маленькая колокольня-звонница.

В 1993 году часовню посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ныне по сводами "Утоли моя печали" ежедневно собираются многие десятки горожан, а само сооружение является красивым и ценным архитектурным памятником, привлекающим внимание многочисленных туристов и гостей города. 

Архитектурные особенности: С одной стороны, здание – традиционный («под 17 век») вид культовой постройки, включая композицию фасада и плана, большинство элементов и деталей. Исключительно важное значение приобретает в этом случае характер заказа (и заказчик). Как известно, Гермоген был ярым противником всякого рода новаций, не этим ли объясняется его выбор традиционного, почти архаичного типа культовой постройки. Как видно, П.Зыбин уже с самого начала был поставлен в жесткие рамки требований заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы и т.п.). кроме того, архитектору необходимо было учитывать соседство архиерейского жилого дома и, главным образом, торговых рядов. Все эти ограничения оказались слишком сильными для Зыбина, стоявшего тогда, если можно так выразиться, лишь одной ногой на позициях модерна.  


Но нельзя забывать об объективных достоинствах храма. Действительно, он необыкновенно удачно вписался как в застройку архиерейской усадьбы, так и в ансамбль центра, завершив треугольник храмовых вертикалей Новой Соборной площади. Нет нужды подробно описывать архитектуру самого здания, - всякий, наверное, любовался разноцветными главками, которые то ввинчиваются в небо, то поблескивают выпуклостями цветных чешуек или изящным зигзагом закомар. Откровенно декоративная, нарядная, игрушечная и веселая, эта постройка играет свою, только ей посильную роль, служит камертоном настроения спешащих мимо горожан и непременным магнитом для туристов. 

Губернская канцелярия

Эти два дома стоят рядом, и очевидно составляют единый архитектурный ансамбль: здание губернской канцелярии и дом саратовских губернаторов (особняк Столыпиных). Расскажем о последнем.


«Дом наш всем нам полюбился – просторный, с красивыми большими высокими комнатами, весь новый, чистый», - это из воспоминаний губернаторской дочки.

И действительно, особняк Столыпиных не мог не понравиться. Строили его по проекту известного саратовского архитектора А.Клементьева. Кроме дома губернатора, Александр Николаевич проектировал знаменитый театр Очкина возле сада «Липки» (после революции его снесли), Мариинскую женскую гимназию (Горького, 18), здание на Советской, 2 (сейчас там расположен банк).


В период «экспроприации экспроприаторов» дом П.Столыпина был передан туберкулезному институт. В 30-е годы двадцатого века здесь поселился областной противотуберкулезный диспансер.

Покровская церковь

В 80-х годах XIX века выпускник Высших петербургских архитектурных курсов городской архитектор Алексей Маркович Салько спроектировал Новую Покровскую церковь "на горах". В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.  

В Покровской церкви ясно угадывался "сальковский" почерк: филигранно прорисованные детали, их ясно заданный ритм, подчиненность единой архитектурной и философской теме, смысл которой каждый чувствовал по-своему (может быть, подчиненность всех проявлений земного, всех неповторимых моментов жизни высшему началу разума, гармонии и духовности?). Среди деталей знаток находил столь любимые архитектором спаренные вертикальные окна, элементы популярного и понятного тогда византийского зодчества (в порталах, фризах, сандриках); удивлялся нечаянной ассоциации шпиля колокольни с  

барочным завершением Петропавловской крепости... Непосвященный же, рядовой прихожанин с трепетом окунался в потоки света, наполнявшие до краев, до самого барабана центральной главы интерьер церковного зала, ликовал, заслышав мелодичный воскресный перезвон колоколов. Случайно попавший в этот удаленный от центра район прохожий почтительно вглядывался в кирпичное узорочье кладки или, придерживая шляпу, долго смотрел вверх, где, словно из облаков, свисала тугая гроздь главок храма, и упруго прошивала небо острая игла шпиля колокольни… 

Век двадцатый открыл новую страницу в истории церкви. Была снесена колокольня, сбиты купола... Храм словно расползся, потеряв стройность и вертикальность силуэта. На его территории, огороженной от досужих глаз глухим забором, был устроен склад. Грустно перечислять, припоминать все это, но, наверное, стоит, чтобы в будущем никогда не допускать столь кощунственных ошибок. Изуродованная людским равнодушием, Новая Покровская церковь обрела свое второе рождение, вернувшись в лоно Саратовской епархии. Был остановлен и повернут вспять процесс разрушения нашей материальной и духовной культуры, нашей памяти. Отреставрированная церковь сегодня блистает во всей своей красе. 

Консерватория

В центре Саратова, на проспекте Кирова, стоит здание, своим обликом переносящее нас в мир сказок Гофмана с их заколдованными готическими замками, в мир музыкальных образов балетов Чайковского. Формы его живописных фасадов, чет кий, устремленный ввысь силуэт сразу запечатлеваются в памяти. Это - Государственная консерватория имени Л. В. Собинова. Основана она в 1912 году по инициативе местного от деления Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и была в то время третьим высшим музыкальным за ведением страны.  

Открытие в Саратове консерватории было закономерно. Столица Поволжья к тому времени обладала для этого необходимыми средствами, давними музыкальными традициями, пре красными музыкальными силами. У начала консерватории стоял знаменитый русский композитор С. В. Рахманинов. В ее Большом (ныне Октябрьском) зале звучали голоса великих певцов Л. В. Собинова и Ф. И. Шаляпина. Здесь же, на заседании Саратовского Совета 26 октября 1917 года, была провозглашена Советская власть.


Какова же история создания этого здания, ставшего своего рода архитектурным символом города? Построенное в 1902 году по проекту петербургского архитектора А. Ю. Ягна, здание предназначалось для музыкального училища. Оно сразу же было подвергнуто острой критике, главным образом за его внешний вид. В местных газетах его сравнивали, как правило, с хлебным элеватором, что никак не устраивало ни Саратовское отделение ИРМО, ни городскую думу. Наконец появилась возможность улучшить внешний вид здания. И городская дума объявляет конкурс. В соревнование включаются лучшие архитектурные силы города (а они были значительные). Победителем был признан С. А. Каллистратов, успешно работавший до этого в Новороссийске.


Надо отдать должное думе - решительность и вкус, проявленные ею в присуждении первого места, бы ли сродни смелости и таланту предложенного проекта. И вместо суховатого, монотонного решения фасадов город получил вдохновенную композицию в романтически приподнятых формах, в основу которых легли приемы композиции и стилистики южно-немецкой готики.

Ягн Александр Эдуард Юльевич (1848 - 1922), архитектор Саратова

Обращение автора к, казалось бы, такому далекому арсеналу архитектурно-художественных средств было не случайно. С. А. Каллистратов получил образование в Швейцарии, где сильны культурные традиции Южной Германии. Очевидно, и желание автора с помощью готической архитектуры здания консерватории объединить композиционно расположенные рядом католический собор (на Немещюй ул., ныне пр. Кирова, здание кинотеатра «Пионер»), и лютеранскую церковь (на Никольской ул., ныне ул. Радищева, на этом месте построен новый корпус сельскохозяйственного института). Оба здания, как известно, были выстроены в готическом стиле.

Таким образом, по замыслу архитектора здание внешне решалось как средневековый готический замок. Плотной, разно высокой группой были устремлены в небо башни, увенчанные острохарактерными шатрами кровли. Вертикальность композиции усиливалась от коньковых решеток, шпилей и флюгеров на них. На башнях и на стенах между ними, по законам средневековой культуры таких сооружений, размещены живописные группы окон, красивые и различные по виду и рисунку эркеры. Интересно отметить, что балконы, имевшиеся уже на здании, органично вошли в новую композицию без изменения. Новый вид «удревнил» фасады консерватории. 

Если на прежних, старых фасадах здания практически, не было художественных деталей (за исключением художественного металла решеток балконов), то в новых фасадах художественная культура была представлена очень широко и свобод но. Стрельчатые формы оконных наличников, высокие, спаренные колонки, заканчивающиеся вверху шпилями, розетные окна, поющие химеры, изображение совы (символ мудрости), виноградных гроздьев (символ преуспеяния края) - все это сообщало зданию историческую перспективу и обращенность к европейской культуре.  


Новое архитектурное сооружение современники единодушно признали выдающимся событием в культурной жизни города. Оно и ныне по достоинству оценивается как подлинный памятник истории и культуры. 

Гостиница "Астория"

История постройки этого примечательного здания восходит к 1911 году, когда известный саратовский предприниматель, торговец недвижимостью, купец 1-й гильдии Д.В.Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е.Куткина на Немецкой улице, в самой центральной части Саратова, на местном "Невском проспекте" - так называли дореволюционные справочники эту лучшую - чистую, мощеную и нарядную - городскую магистраль в три квартала, по которой с 1908 года уже курсировал трамвай.

После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В.Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы, которую предполагалось обустроить на современном для того времени уровне - ресторан, электрическое освещение, душевые и ванные комнаты, подъемные электрические машины. Строительство было начато весной 1914 г. и ход его во многом осложнился начавшейся вскоре 1-й мировой войной.


Проект гостиницы, названной "Асторией", был подготовлен 40-летним архитектором Семеном Акимовичем Каллистратовым, работавшим в Саратове недавно, но уже прекрасно себя зарекомендовавшим подготовкой плана перестройки местной консерватории, получившего по его реализации безусловное одобрение и городских властей и городской общественности.

Каллистратов Семён Акимович – выдающийся саратовский архитектор.

Архитектор С.А.Каллистратов (1874 - 1966 г. г.) получал специальное образование в Швейцарии и в творчестве своем, как правило, обнаруживал тяготение к западным образцам архитектуры. Это определенно просматривается и в исполненном проекте гостиницы "Астории". Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых стоят скульптуры средневековых рыцарей в полном облачении, открытая галерея четвертого этажа и особенно непривычная для нынешних сооружений

мансарда - встроенные амбразуры окон под крышей с двускатными навесами из кровельного железа - все эти элементы были характерны для домостроительной практики больше европейских городов, а в России использовались разве лишь в Москве и в Петербурге. Оттого-то и вид у "Астории" получился весьма представительный, можно сказать - столичный. Все скульптурные изображения на гостинице были выполнены по эскизам молодого 26-летнего саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука. 

К осени 1917 года строительство гостиницы было завершено, и начало ее бытия практически совпало с началом новой эры в России и в Саратове. Владелец гостиницы вскоре был репрессирован как "буржуй", а детище его, хоть и начало функционировать, принимая в свои номера приезжих людей, на первых порах служила новой власти в качестве места размещения разных революционных структур - штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание стало центральной и лучшей городской гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости Саратова. В январе 1927 года например в одном из номеров на 2-м этаже в течение 6 дней проживал В.В.Маяковский. Нижний этаж гостиницы всегда занимали магазины и кафе.  

Легенда гласит, что скульптуры упомянутых рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов готовых ринуться навстречу усталым гостям, что спешат с тяжелым багажом под крышу "Астории" - дабы встретить их и помочь сделать последние трудные шаги.  


Название свое гостиница поменяла в 1956 г., став "Волгой". Под этим именем вот уже более 40 лет (а всего более 80) верно служит нашему городу лучший его отель, переоборудованный в недавнем прошлом с учетом самых современных требований внутри, но сохранивший, к счастью, свой оригинальный внешний облик - тот, что рожден творческой фантазией его создателя - архитектора С. А.Каллистратова. 

Усадьба М.А.Устинова

Богатый саратовский купец М.А.Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе.  

Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов.  


В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. В доме часто бывал Н.Г.Чернышевский. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь.  

После реставрации и капитального ремонта 1969 года, зданию был придан исторический облик.  Здание является типичным сооружением в стиле русского классицизма. Но архитектура не столь эффектна, скорее типична для особняков той поры. Можно даже усмотреть ряд недостатков в архитектуре устиновского дома: недостаточно выразительный портал, «плоский», словно вырезанный из картона, фасад.  

Тем не менее, очень много факторов работают на популярность этого памятника. И, прежде всего: здание – это «хрестоматийный пример» архитектуры классицизма в провинции. Трехчастная симметричная композиция фасада, три портика, колонны, бело-желтые стены – весь набор классических приемов и стилей. Сюда же стоит добавить грамотное градостроительное решение – вход в здание словно завершает продольную ось Троицкого собора.

Дом причта Казанской церкви

Казанская церковь была одна из старейших в Саратове. По преданию деревянная церковь была разобрана и перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов и там воздвигнута вновь. До 1704 года церковь была монастырской. После пожара 1712 года она сгорела дотла, как и весь Саратов. После пожара церковь была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.  


Во время очередного сильного пожара в мае 1811 года здание церкви сильно пострадало, но к 1914 году было полностью восстановлено. Казанская церковь располагалась на берегу Волги (район Музейной площади).  


В настоящее время сохранилось лишь одно здание церковного ансамбля. Это дом причта Казанской церкви, что на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев. Любой из саратовцев и гостей города может узнать его по характерному церковному куполу, сохранившемуся на этом маленьком здании. 

Особняк Ф.Катенева

Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа.  

Архитектура классицизма не замедлила вступить в противоречие с убогостью примитивных торговых лавок. На это обратил внимание губернатор А.Д. Панчулидзев. В 1810 году он издает строгое распоряжение: “Обжорный ряд состоит совершенно в месте неприличном, т.е. внутри города близ самих торговых каменных лавок, от стечения большого числа народа бывает

нечистота, сверх сего напротив дома купца Катенева состоит немалое количество деревянных дурного вида лавочек, которые безобразят лучшие городские строения и закрывают виды их”. Выводы были решительны: лавочки перенести на недостроенное место близ самой реки Волги, а безобразные лавки просто уничтожать. 

В нижнем этаже дома Катенева имелся “коридор для проезда внутрь двора”. В двор выходили “людские комнаты”, кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа, выходящие на галерею аркады, служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и в мезонине насчитывалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из узкой средней комнаты второго этажа устроен выход на балкон между колоннами центрального портика.

От Катенева дом вскоре перешел к Устинову, который быстро продал его духовному ведомству. Здесь разместились духовное училище и классы духовной семинарии. Для учебных заведений внутри была сделана перепланировка помещений для устройства просторных классов. В 1842-1846 годах в этом здании учился Николай Гаврилович Чернышевский. Когда стало ясно, что невысокий уровень преподавания и схоластика в обучении не дадут ему серьезного образования, Чернышевский “с согласия и позволения родителей” уволился из этого учебного заведения и поступил в 1846 году в Петербургский университет.

После перевода Саратовской духовной семинарии и училища в новопостроенные здания бывший особняк купца Катенева некоторое время занимала 2-я мужская гимназия. Потом здесь разместилось 2-е реальное училище, в котором несколько лет учился Борис Бабочкин,

уроженец Саратова, ушедший потом в одну из местных театральных студий. Борис Андреевич стал народным артистом и всем известен как исполнитель роли Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых. До сего времени особняк на площади служит целям просвещения. В нем размещается классическая гимназия.

Собор Святой Троицы

Троицкий собор является старейшим сооружением города Саратова. Заложен он стрельцами в 1689 году, на месте деревянного храма. Постройка собора была завершена лишь к 1695 году, а в 1723 году – завершена окончательная отделка храма. 


Собор возведен в стиле русской архитектуры 16 – начала 17 вв., архитектор неизвестен. Построен храм в стиле московского или «нарышкинского» барокко. Это течение архитектуры, обильно декорированное, изукрашенное пришлось по вкусу купцам и ремесленникам торговых городов того времени. Высота собора с крестом около 35 метров, в окружности – 95 метров. 

За всю свою историю Троицкий собор много раз страдал от пожаров: в 1712, 1757, 1801 и других годах. После особенно сильного пожара 1774 года, было принято решения о сносе здания. Но собор уцелел. Проект капитальной реконструкции был подготовлен петербургскими специалистами И.Ф.Колодиным и В.А.Фохтом в 1813 – 1814 гг. Проект, правда, в более упрощенном виде реализовывали саратовский архитектор В.И.Суранов и тамбовский архитектор Н.В.Урюпин.

12 сентября 1814 года в соборе было возобновлено богослужение. В 1826 году с постройкой Александро-Невского собора Троицкий собор стал называться старым, и был обращен в одноштатную приходскую церковь.

В 1872 году вокруг собора была устроена ограда. В 1904 году был произведен новый ремонт собора, и переделаны боковые входы по проекту архитектора В.А. Люкшина. 

Фотография 1904

В середине 1930-х годов собор был закрыт и превращен в граверную мастерскую, а потом в склад военного имущества. В 1942 году собор вновь открыли под давлением общественного мнения в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, а в 1947 году окончательно передали Русской Православной церкви.  


В 1972-1976 гг. по проекту и под личным руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова были произведены реставрационные работы, золочение крестов, куполов и подзоров, обновление здания собора, обновление росписей в верхних и нижних церквях. В 1988 году в Свято-Троицком Соборе состоялись торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси. В 1989 году был возобновлен колокольный звон, а в 1993 году собор посетил Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II. 

Свято-Троицкий собор - древнейший хранитель православной духовной традиции. Он помнит выдающихся иерархов Русской церкви, чьи имена тесно связаны с историей Саратова и России. Среди них епископ Иаков (Вечерков), епископ Гермоген (Долганов), архиепископ Пимен (Хмелевский). В 1722 году собор посетил Петр I, направлявшийся по Волге в Персидский поход.

В 1809 году Александр I подарил собору крещатую ризу.


В алтаре собора хранится чудотворная икона «Спас Нерукотворный», привезенная ещё первыми поселенцами Саратова на заклад города. По преданию, икона является одним из списков подобной иконы, кисти Андрея Рублева.

Спас Нерукотворный

В течение нескольких веков складывалась выразительная и сложная композиция Троицкого собора: изменялась в деталях, дополнялась новыми элементами, но при этом не утратила своей целостности. Вначале стоявшие отдельно храм и восьмигранная шатровая колокольня, со временем были объедены крытой галерей и трапезной.


Легкая, устремленная в небеса колокольня остро контрастирует с приземистым основанием храма. Собор, который был существенно расширен благодаря трапезной, обрамляет галерея на мощных арках с контрфорсами. Она словно связывает постройку с землей.


Декоративность – отличительная черта собора Святой Троицы. Все его элементы, словно взывают к радостям мирской жизни. Старый собор в своё время стал центром одноименной площади – Старой Соборной.

Дом купца С.К. Корнилова

Бывший особняк купца Степана Корнилова стоит чуть выше Музейной площади, на углу улиц Московской и Чернышевского. Этот небольшой дом построен в 1830-х годах по проекту ученика В.Суранова – саратовского губернского архитектора Г.В.Петрова. Он очень развил традиции саратовского классицизма.  

Особняк С.К.Корнилова – одна из лучших работ архитектора Петрова. Поставленный на углу двух - центральных в то время улиц, - этот дом прочно закрепил перекресток. Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усиливает интерес людей к этому дому. Но это сейчас. Сто семьдесят же лет назад, Особняк С.Корнилова выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.
Симметричные двухэтажные, «в пять осей», объемы с мезонинами (заменены во время ремонтных работ в 1967 году простыми аттиками) объединены мощным цилиндром угловой трехэтажной ротонды.
Решение боковых крыльев напоминает многие типовые проекты того времени: плоский фасад, на котором нечетное число окон, тяжеловатый карниз, небольшой фронтон во главе мезонина, полуциркуляционное окошко под ним. 

Мастер варьирует масштаб и пропорции – от широких витражных окон торговых помещений первого этажа к удлиненным жилых комнат второго и далее – к маленьким квадратным проемам мезонинов. 


Иное дело – ротонда. Её масштаб укрупнен; четыре колонны коринфского ордера призваны поддерживать не только полушарие «римского» купола на двухъярусном карнизе, но и статус-кво владельца особняка, богатого и именитого купца. 


И ещё об одном качестве дома. На его углу – не смотря на людный перекресток главных улиц города, - почти никогда не бывает толчеи. Закругленный угол – не только эффектный, но и эффективный градостроительный прием, один из излюбленных архитектором Г.В.Петровым. 

Гостиница "Московская"

Построена гостиница в 1901 году по проекту известного саратовского архитектора Алексея Марковича Салько. Это был опытный специалист, который в своих работах часто использовал традиционный русский мотив. В постройку здания вложило немалые капиталы Общество взаимного кредита, владевшее в то время земельными участками и недвижимостью в разных районах города.


Находясь на углу современных улиц Горького и Московской, крупное здание гостиницы в начале 20 века наконец закрепило западный угол казавшейся до этого непомерной площади (Театральной пл.). В этом – видное достоинство строения. 

Реклама гостиницы «Московской» в 1912 году упоминает «первоклассный ресторан», «двухцветный зал», «роскошно обставленные номера», «кухню под личным наблюдением хозаина из лучших и форменных блюд русской, кавказской и французской кухни». 


Некоторое время ресторан в гостинице "Московской" содержал предприниматель Агний Магдьевич Таканаев, звавшийся в русском окружении Анатолием Михайловичем. В ресторане посетители обслуживались на европейский манер - вышколенными официантами, вежливыми и расторопными. Ежедневно в ресторане играл "оркестр музыки" исполнявший по желанию клиентов любые мелодии и песни. 

Архитектурные особенности: Построено здание в «ропетовском» стиле открытого кирпича. Фасад украшен затейливым орнаментом из кирпича, декоративными карнизами, веселыми кокошниками - что-то от расписной новгородской избы, от старинных боярских палат, от

знаменитой кремлевской зубчатки. Картину дополняет башенка с флюгером, балконы с хитросплетенным литьем перильцев и оград, сработанных на чугунно-литейном заводе саратовской купчихи А.В.Чирихиной. 

Архитектура говорит на имени и языке историзма – обильная деталировка, сложная кладка, нарочитая самоценность фасада. Взятый отдельно, любой элемент – окно, карниз или просто квадратный метр поверхности стены удивляет сложностью рисунка и отточенностью отделки. Но часто эти детали, формы спорят, вступают в противоречие друг с другом. Им, кажется, тесно на обширном поле фасада. Виртуозная кирпичная кладка хороша, но лучше любоваться ею вблизи, прямо с тротуара, издали же декор сливается в единый массив, пропадают акценты. 

Автогараж С. Соколова и З. Иванова

Здание построено в 1887 году и принадлежало до 1913 года владельцам зеркальной фабрики Н.И.Седову и П.П.Борисову-Морозову. Но последние разорились и вынуждены были продать здание фабрики владельцам автомобильного дела С.И.Соколову и. З.И.Иванову, которые устроили здесь автомобильный гараж - место «стоянки, продажи, полного ремонта и проката автомобилей».  

В газетах сообщалось, что на складе гаража "всегда имелись разных заводов автомобили, мотоциклетки, велосипеды, шины и автомобильный материал: масло ойль, вакуум компания всех сортов и производится отпуск бензина, масла, во всякое время дня и ночи". Плата за пользование автомобилем напрокат была установлена в 30 копеек с версты.  

В 1914 году один из владельцев гаража С.И.Соколов был призван в армию и хозяином всего дела стал Захарий Иванович Иванов, по имени которого и стал называться гараж - гараж Иванова. Накопленный за время работы гаража капитал позволил произвести реконструкцию здания и скульптурное оформление его фасада.

С тех пор он украшен фигурками ангелов и барельефом мчащегося автомобиля. Известно, что авторами скульптурной композиции, олицетворяющей триумф технического прогресса были ученицы Боголюбовского художественного училища С.Резцова и Н.Хлестова. 

В 1915 году в здании гаража открылись автомобильные курсы по подготовке военных водителей. Было выпущено 200 шоферов и механиков.


После революции в гараже работала автошкола, а бывший хозяин гаража З.Н. Иванов был в ней сначала преподавателем, а потом заведующим.

Но вскоре здание гаража перешло в распоряжение другого ведомства, которое устроило в нем электротехнический магазин. А З.Н.Иванов занялся прокатом автомобилей. И в 1925 году допотопную автомобильную конструкцию у полосатого столба с надписью «Биржа автомобилей» видели саратовцы и гости города на Московской улице и у парка «Липки». 

Видел эту картину и корреспондент газеты "Гудок" Илья Ильф, который в 1925 году совершал поездку по Волге на агитационном пароходе "Герцен". Так Захарий Иванович Иванов стал прообразом водителя Адама Козлевича и попал на страницы известного сатирического романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок».

Фабрика «зеркал и фацетов» была приспособлена для новых целей и переделана в современном духе лицевая сторона. Здесь форма выражения идеи доведена до гротеска; движение фасада воспринимается почти физически. 


Смотришь на здание, и мысленно в голове рисуется следующая картина: «…Поднимая тучи пыли с мостовой, катит по городу авто, рассекает его спокойствие светом фар и ревом двигателя. Руки «пилота» до боли сжимают баранку, на лице – отчаянная смелость. Кажется, машина сейчас отделится от фасада и помчится над проспектом. Эх, прокачу!..». 

Женская гимназия Куффельд

"Женская гимназiя" – три четверти века красовалось на фризе этого дома. Открытое в 1914 году на Царицынской (ныне Первомайской) улице, неподалеку от Художественного музея им. А. Радищева, здание женской гимназии А.Д. Куфельд (потом 2-й женской министерской гимназии) – одна из четырех саратовских построек С.А. Каллистратова, выдержанных в духе неоклассицизма. Нисколько не умаляя достоинств ее собратьев, двух школ-дворцов и собственного особняка архитектора – это здание полнее других выражало творческую манеру зодчего.  

Неоклассика не была для Каллистратова единственным стилевым жанром. Много поездивший, повидавший, прошедший учебу в Швейцарии, он уверенно думал и говорил на разных архитектурных диалектах судя по таким образцам его творчества, как здание консерватории и гостиницы "Астория" в Саратове. Кроме того, стилевой плюрализм не осуждался в архитектуре того времени, был его (времени) естественным отражением.

Неоклассицизм, который часто представляется скованным, вторичным по отношению к своему первоисточнику, чуть ли не банальным, предстает (как и в ряде других саратовских построек) свободным, свежим, даже размашистым. Новые материалы и конструкции, расширение

типологии зданий, вековой опыт, более широкий арсенал приемов и средств проектировщиков, наконец, сильно укрупнившийся масштаб самого города – все эти факторы заметно трансформировали, ослабили классицистический канон. 

В оформлении здания гимназии видно увлечение архитектора творчеством итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио, использование так называемого колоссального ордера. Правда, ордер уже не самодовлеет на фасаде. Центральный ризалит украшают шесть хорошо прорисованных колонн коринфского ордера, установленных на высоком первом этаже и поднимающихся на высоту двух верхних этажей, составляющие портик, завершенный треугольным фронтоном.


Остальная плоскость фасада отделана полуколоннами ионического ордера. Умелое применение декоративных элементов, особенно венков и провисающих гирлянд, тонкие барельефы отделки и оригинальные панели, высокие окна оживляют фасад здания. Однако нарядность здания не перерастает в вычурность, некоторая строгость форм не оборачивается упрощенностью и сухостью.  

Согласны с фасадом и интерьеры здания – они удобны, просторны, по-праздничному светлы.  

Старому гимназическому корпусу повезло больше, чем многим другим, даже официально учтенным, памятникам зодчества. У него были бережливые, заботливые хозяева, не жалеющие сил и средств на ремонт. В то время, когда здесь размещалась Высшая партийная школа, были реконструированы (и довольно удачно) боковые крылья здания, в порядке содержались фасады и интерьеры. 

Здание присутственных мест

В самом начале XIX века правительство, заинтересованное в укреплении своего авторитета в губернских центрах, позаботилось о том, чтобы перевести органы местного управления из временных и мало приспособленных помещений в капитальные представительные здания. В 1803 году крупный столичный архитектор, один из корифеев классического стиля, А. Захаров разработал "образцовый" проект казенных зданий для губернских городов. Один из этих проектов присутственных мест был прислан для осуществления в Саратов. Предложенный вариант отличался экономичностью, утилитарностью планировки. Выделялось центральное ядро - залы с парадной лестницей, - придававшее деловому зданию "презентабельность" и вес. Фасады присутственных мест также полагались довольно простыми, лишь главный вход был подчеркнут большим шестиколонным портиком, к которому подводила открытая широкая лестница.  

Однако этот проект носил рекомендательный характер; окончательную доработку он должен был получить в губернии, сообразно с местными требованиями, вкусами и возможностями. Саратовский губернский архитектор X. Лоссе внес свои изменения (например, несколько удлинил здание) и начал постройку. А закончил ее В.И. Суранов, сменивший Лоссе на этом посту.  

Двухэтажное Ш-образное в плане здание размещалось необычно: на улицу выходил второстепенный фасад; главный же (тот, украшенный портиком) обращался к большому, занятому огородами пустырю, явно предполагая здесь площадь с постройками, достойными гyбepнcкого центра. Но (факт для Саратова того времени не выдающийся) во время большого пожара 1811 года здание сгорело. После этого В.И. Суранов составил проект возобновления

присутственных мест "о трех этажах". Таким здание сохранилось до сегодняшнего дня. 

Правда, в середине века присутственные места опять горели, но вскоре были отделаны заново, "с прибавлением с двух сторон новой пристройки", теперь по проекту Г.В. Петрова. В 70-х годах подумывали об очередном расширении здания губернской администрации, с постройкой второго корпуса напротив, через улицу. Подумали, подумали, да и забыли. 

Снимок сделан между 1950-1963 годами

Так что же, совсем не изменилось здание с тех пор? Изменилось, конечно. Во время одного из ремонтов сломали торжественный портик - украшение того фасада, что глядит теперь под трибуны динамовского стадиона. Вот и поменялись фасады ролями - главным стал выходящий на улицу Радищева. Впрочем, и он очень хорош.


Три крупных ризалита обращены к улице: фронтон среднего из них украшен лепным гербом Саратова, боковые завершены элегантными аттиками. Пластическая разработка окон нарастает, усложняется по восходящей: в первом ярусе простые квадратные, во втором - вытянутые с полуциркульными завершениями, 

в третьем - украшенные лепными масками. Окна верхних двух этажей обрамлены профилированными наличниками, завершениями - сандриками. Экстерьер бывших присутственных мест нельзя назвать нарядным - он строг, исполнен достоинства, представителен. Да и надо ли быть нарядным деловому зданию? И интерьер в основном сохранился - от сводчатых комнат первого этажа до светлой, широкой парадной лестницы. Залы, комнаты, коридоры - те же, что и много лет назад. Но самое главное - коллективное творение четырех больших зодчих не "потерялось" в городском центре, не стало просто экспонатом; оно и сейчас активно и успешно работает на ансамбль площади, занимает в нем свое, заслуженное место. 

Музей им. А.Н.Радищева

Основателем саратовского художественного музея был профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896 г.), который в 1877 году известил Саратовскую Городскую Думу о своем намерении передать в дар городу принадлежавшую ему коллекцию произведений искусства и основать музей, назвав его в память деда Радищевским.


Город же должен был предоставить для коллекции "постоянное помещение". После бурных дебатов Городская Дума дала согласие на предложение Боголюбова.


В мае 1883 года на Театральной площади состоялась закладка здания музея. Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора И.В.Штром (1823-1887 гг.) Исполнял проект и руководил всеми строительными работами городской архитектор А.М.Салько (1838-1918 гг.). 

Весной 1885 года здание музея было возведено и отделано. Вскоре в Саратов прибыли экспонаты будущего музея, собиравшиеся Боголюбовым в течение многих лет. В первых числах июня 1885 года он приехал в Саратов для организации музейной экспозиции. 29 июня состоялось торжественное открытие музея. Ему предшествовало освящение музейных залов и

экспозиций епархиальным епископом Павлом. "30 июня музей был открыт для бесплатного обозрения публики, - писала саратовская газета - Еще с утра у здания собралась огромная толпа в несколько тысяч человек. Ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, пускалось по 500-600 человек". 

Радищевский музей 19 век

Это был первый общедоступный художественный музей в России. Русский музей и Третьяковская галерея оставались в то время еще частными собраниями, куда допускались далеко не все желающие. В адрес Радищевского музея присылались многочисленные пожертвования, пополнившие его художественную коллекцию произведениями великих русских художников И.Репина, И.Левитана, В.Поленова, В.Сурикова и других.  

В 1897 году при Радищевском музее открылось рисовальное училище, ставшее вместе с музеем центром художественной жизни огромного региона на юго-востоке Европейской России. С фактом существования музея связано на рубеже XIX-XX веков формирование замечательной плеяды художников, которых часто объединяют понятием "Саратовская школа". Старшим из них был тонкий проникновенный мастер В.Э.Борисов-Мусатов, позже к нему присоединились известные живописцы К.Петров-Водкин, П.Уткин, П.Кузнецов, А.Савинов, скульптор А.Матвеев.  

Коллекция музея непрерывно росла. В числе жертвователей были и московские коллекционеры - братья С.М.Третьяков и П.М.Третьяков, художники и общественные деятели. 



Славное бытие "Эрмитажа Поволжья" продолжилось и в советское время, когда определился облик Радищевского музея как сокровищницы отечественного и зарубежного искусства, владеющий целостной научно обоснованной экспозицией. 

Со своей задачей архитектор Шторм справился блестяще: музей стал новым композиционным акцентом ансамбля Хлебной площади, тактично вошел в её существовавшую застройку. Жаль, что не были осуществлены два симметрично расположенных боковых флигеля, которые предполагались по проекту, - более развернутый в этом случае фасад активнее формировал бы фронт улицы. 


Композиция плана и главного фасада навеяна образами классицизма. В этом убеждает симметричная, завершенная небольшим фронтоном лицевая часть здания, её отдельные элементы – колонки, рустовка стен, подоконные балюстрады, замковые камни окон. В основе плана лежит каноничная схема – совпадающий с его продольной осью коридор с расположенными по бокам от него анфиладами помещений, который приводит к крупному и светлому залу. Но был и ряд новаций: сдержанность декора (подчеркивалось, что здание – своего рода футляр для хранящихся в нем художественных ценностей), современная отделка (точная лицевая кладка) и, наконец, крупные, почти витринные окна, дававшие достаточно света экспонатам.  


Интерьер музея впечатлял, но не роскошью, а величавой гармонией. Холл и исходящая из него круто вверх широкая парадная лестница, залитые солнечными потоками, рвавшимися в здание через световой фонарь, сообщали приподнятость и предчувствие чуда каждому вошедшему в этот удивительные храм искусства.