Приморские труженики тыла внесли свой весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Увеличилась добыча золота и цветных металлов. Подсчитано, что каждая восьмая пуля тех времен была отлита из свинца, добытого в Тетюхе — нынешнем Дальнегорске.
За годы войны в Приморском крае было организовано производство 600 видов изделий из местного сырья, включая новые виды военной продукции в цехах, не приспособленных для этих целей. Всего для фронта организациями Приморского края было выпущено 1,1 млн мин, 889 тыс. снарядов, 891 тыс. гранат, 220 тыс. запалов, 21,5 тыс. авиабомб.
В 1941 году Дальзавод приступил к выполнению заданий по подготовке кораблей Тихоокеанского флота к переходу северным морским путём на Северный флот. Шесть подводных лодок были подготовлены к переходу на Северный флот через Индийский и Атлантический океаны. Были проведены работы с десятью малыми подводными лодками, которые отправили по железной дороге на Черноморский флот. Помимо этого, несмотря на отсутствие специалистов оружейного дела, наладили производство пистолетов-пулемётов Дегтярёва (ППД), а также мин и гранат.
Но основной задачей Дальзавода в годы Великой Отечественной войны оставался судоремонт. Ремонтировались как корабли Тихоокеанского флота, так и суда Дальневосточного морского пароходства. Дальзавод в 1939 — 1943 годах для Тихоокеанского флота построил 7 эсминцев, 13 подводных лодок разного типа, капитально отремонтировал 136, провёл докование 432 кораблей.
Кипарисовский стекольный завод производил специальные бутылки под зажигательную смесь для борьбы с танками, Владивостокский шлакоблочный завод — вулканические плиты, Уссурийский масложиркомбинат — углекислоту, пищевые концентраты. Завод «Красный бондарь» изготовлял лыжи, завод «Кунгас» — волокуши для доставки боеприпасов и транспортировки раненых. Предприятия Главвостокрыбпрома перестроились и начали выпускать: спиртовой котелок для обогрева рук красноармейцев и летчиков в зимний период, амортизационные кольца к компрессорам для орудий, пулеметные коробки для хранения лент с патронами, армейские котелки, гранаты, прицельные приспособления, пистолеты, пулеметы.
Кроме того, на нынешнем стадионе «Авангард» во Владивостоке, при участии лаборатории ДВПИ, была организована установка по переработке липовецкого угля — его подвозили на полуторках и перерабатывали в жидкое топливо — бензин военного времени. Как говорят исторические документы, на этом бензине по всей стране ездили машины в годы войны. За время войны из местного сырья научились делать много того, что раньше ввозилось из других регионов страны или даже импортировали — от зубного порошка (из молотого мрамора), пуговиц (из пластмассы собственного производства), красок (из местного сырья) до высокосортных сплавов. Большое значение имело производство пробки из коры бархатного дерева (заменила импортную пробку).
Война оказала разрушительное влияние на производительные силы сельского хозяйства. Если в начале 1941 года в колхозах насчитывалось 59 тыс. трудоспособных человек, включая 27,5 тыс. мужчин, то в конце 1945 года — 35,9 тыс. и всего 11,4 тыс. мужчин. За годы войны поступило от всех производителей сельскохозяйственной продукции Приморья, включая подсобные хозяйства рабочих и служащих 1,4 млн центнера картофеля, 870 тыс. центнеров овощей, 82,9 тыс. центнера мяса, 145,8 тыс. центнера молока. С 1941 года по 1945 год колхозы и совхозы Приморского края сдали государству 284,3 тыс. тонн зерна, 48,6 тыс. тонн сои, 160 тыс. тонн сена.
Географическое положение Приморья, расположенного на берегу Тихого океана, наличие удобных бухт с портами круглогодичного действия создали предпосылки для развития морского транспорта, а транссибирская железнодорожная магистраль сделала Приморье центром важных морских коммуникаций. В июне 1941 года флот Дальневосточного пароходства состоял из 70 пароходов и 15 теплоходов. К ним за годы войны добавились 39 судов, перебазированных из западных пароходств и поступивших по ленд-лизу, в числе которых были отремонтированные старые суда и новые крупнотоннажные сварные сухогрузы и танкеры.
Всего за годы Великой Отечественной войны Владивосток переработал 7,9 млн тонн импортных грузов, это в 4 раза больше, чем Мурманск, и в 5 раз больше Архангельской группы портов (Архангельск, Северодвинск).
В напряжённом ритме работали не только портовики, но и железнодорожники, стремящиеся как можно быстрее отправить грузы по месту назначения. Для увеличения пропускной способности Уссурийской железной дороги американцы по ленд-лизу поставляли и подвижной состав - вагоны, паровозы.
С 1941 по 1945 год Дальневосточным морским пароходством было перевезено более 13 млн тонн грузов, в том числе около 8 млн тонн — импортных. Приморской железной дорогой перевезено 46,3 млн тонн грузов с пробегом 12 421 млн тонн/километров. За успешное выполнение заданий правительства по обработке грузов для нужд фронта и народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1945 года были награждены орденами и медалями 320 работников Владивостокского порта.
Великая Отечественная война закончилась, но продолжалась Вторая мировая война. Советский Союз, выполняя взятые на себя на Крымской конференции (февраль 1945 года) обязательства перед союзниками по антигитлеровской коалиции, 9 августа объявил войну Японии. Владивосток оказался в непосредственной близости от зоны боевых действий, и на всей территории Приморского края было объявлено военное положение.
Япония подписала акт о капитуляции 2 сентября 1945 года. Эту дату принято считать днём окончания Второй мировой войны. До 1970-х годов именно в этот день конец войны отмечался в США. В Великобритании и в самой Японии концом Второй мировой войны считается 15 августа – день, когда Токио объявил, что не сможет более продолжать боевые действия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года следующий день – 3 сентября – объявлен днём победы над Японией.