Культура
Художественная культура как важнейшая сфера духовной жизни общества представляет собой сложную, но целостную систему создания, распространения и потребления продуктов творческой деятельности в обществе.
Наш родной
Приморский край
Искусство как ядро художественной культуры активно проникает в повседневную жизнь людей, воздействует на эмоциональный мир человека, способствует формированию ценностных ориентаций, интересов, потребностей всех социальных групп и в целом – образа жизни общества.


Становление и развитие художественной культуры в весьма отдалённом от ведущих культурных центров России Дальневосточном регионе и, в частности, в Приморье проходило в соответствии с уровнем и темпом формирования всей провинциальной городской культуры.
В отличие от других крупных дальневосточных городов статус Владивостока – крупнейшего порта на восточной окраине России – предопределил его быстрое выдвижение на позиции ведущего культурного центра, а строительство Транссибирской железной дороги решающим образом повлияло на развитие темпов городской и региональной культуры.

Творческая интеллигенция является ведущим слоем в духовном производстве, носителем и созидателем профессиональных форм художественной культуры и осуществляет в силу своей профессионализации основные функции по обеспечению развития художественной культуры, включая и создание ценностей, которые затем становятся достоянием всего общества.


Большинство представителей творческой интеллигенции на Дальнем Востоке России, получив образование в ведущих российских и зарубежных университетах, академиях, консерваториях, государственных и частных учебных заведениях, прибывало в дальневосточную провинцию в расцвете своего таланта. Все свои силы эти “миссионеры” отдавали делу становления художественной культуры и, прежде всего, становлению просвещения и образования через интенсивную педагогическую деятельность, активное участие в концертной и театральной жизни города, гастролях по городам Дальнего Востока.
Театральная культура 
Сегодня в Приморье работает шесть театров: краевые – Драматический театр имени Горького, Театр Молодежи и Театр кукол, муниципальные – Театр драмы имени Комиссаржевской в Уссурийске и Театр кукол в Находке, и одно учреждение федерального значения – Приморская сцена Мариинского театра. Приморский зритель знаком с составом местных трупп и репертуаром, наслышан о художественных руководителях театров и исполнителях главных ролей. Премьерные постановки регулярно собирают полные залы, а туристические маршруты обязательно рекомендуют гостям из других регионов и стран посетить местные театры.
Драматический театр имени Горького 
11 октября 1932 года Приморскому академическому краевому драматическому театру присвоено имя М. Горького. С этого момента дата считается днём рождения театра.

Приморский академический краевой театр имени М. Горького – старейший театр Владивостока, имеющий свою историю, традиции, сложившийся творческий коллектив, своего зрителя. Театр возник на базе Владивостокского городского драматического театра, а свой собственный творческий путь начал 3 ноября 1932 года спектаклем «Улица радости» Н. Зархи. Ещё до открытия первого театрального сезона 11 октября 1932 года Владивостокский городской совет принял решение - в ознаменование сорокалетия литературной деятельности Максима Горького - присвоить его имя театру.

В разные годы во Владивостоке работали выдающиеся артисты Александр Побегалов, Никифор Колофидин, Григорий Козелл, Герман Апитин, Валерий Никитин. Но на фоне этого созвездия особым блеском сверкали три ярчайших таланта, оставившие неизгладимый след в истории театрального Владивостока – Андрей Присяжнюк, Евгений Шальников, Вадим Мялк.
Театр драмы имени Комиссаржевской в Уссурийске 
Театр основан в 1937 году, но здание, в котором он находится, имеет более давнюю историю. Народный дом, открытый в 1909 году, — памятник истории и архитектуры регионального значения. Одной из первых в год открытия здесь выступала великая русская актриса Вера Комиссаржевская. В 2011 году театру было присвоено ее имя.

Театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской на сегодняшний день — один из самых успешных и активно развивающихся театров Приморского края. Зрительный зал по акустическим данным считается одним из лучших в крае, он рассчитан на 350 мест и соответствует стандартам качества сценических площадок. Репертуар насчитывает более 30 спектаклей — как вечерних, так и детских. Среди них есть постановки для семейного просмотра, классические пьесы из школьной программы, актуальные образцы современной драматургии. В копилке театра множество наград международных театральных фестивалей и форумов.
Театра кукол г.Находка. 
Театр кукол г. Находка был образован 24 октября 1978 года, в октябре 1989 года получил статус муниципального. Со дня основания и по сегодняшний день в Театре Кукол подготовлено более 70 постановок и спектаклей для детей и не только…

В детском репертуаре Театра кукол - 37 постановок. Основу репертуара составляют классические произведения отечественных и зарубежных авторов: «Теремок» (А. Толстой), «Три поросенка» (С. Михалков), «Золотая антилопа» (Р. Киплинг,) «Дюймовочка», "Снежная королева" (Г. Х. Андерсен), "По щучьему велению" (Е. Тараховская), "Аленький цветочек" (И. Карнаухова, Л. Браусевич), "Морозко" (М. Шуринова), оригинальный музыкальный спектакль на музыку И. Стравинского «Жар-птица». С успехом реализуются постановки современных драматургов: "Кот наоборот" (О. Емельянова), "Русачок" (Б. Заходер) и другие.
Приморская сцена мариинского театра - Владивосток
Здание театра построили в рекордные сроки — всего за три года.

Звук — это особая история. Высочайшее качество акустики большого зала создается благодаря его особой форме подковы. Главная составляющая — специальные наборные блоки-кирпичики из дерева, которыми выложены стены зрительного зала. Одни отражают звук, другие улавливают. Точно такие же стоят в самых современных залах мира. И еще уникальный звук достигается благодаря вантовому потолку, выполненному без применения металла.

В Приморском филиале Мариинского театра есть несколько площадок. Общее количество мест — 1072. Малая сцена (312 мест) предназначена для камерных концертов, здесь проходят вечера романсов, показывают небольшие картины из балетов. Партер может трансформироваться и превращаться в единое пространство со сценой. Большой зал театра предназначен для масштабных оперных и балетных постановок. Он может принять 1 390 зрителей. А летнюю сцену построили для открытых представлений, произведений камерного состава оркестра.
По поручению Президента России в Приморье создаются филиалы крупнейших учреждений культуры страны – именитых музеев и театров. В январе 2016 года заработал первый проект такого рода – Приморская сцена Мариинского театра. 
Музыкальная культура
Собственно история развития музыкальной культуры Приморья ведёт своё начало с 1883 г., с момента образования во Владивостоке первого музыкального кружка, членами которого были скрипачи Я. Гершкович, Н. Таберио, А. Коморский, виолончелист С. Чарский, пианисты Л. и З. Панафидины, флейтист и дирижёр М. Цивинский. В это же время в городе организуется и первый любительский хоровой кружок под руководством Н.Р. Фреймана. В 1888 г. музыкальный кружок открывает классы с целью подготовки специалистов для дальнейшего развития хорового искусства.
В 1889 г. при Сибирском флотском экипаже была учреждена музыкантская школа – первое учебное музыкальное заведение на Дальнем Востоке, имевшее государственную финансовую поддержку.


В 1893 г. пресса сообщала о работе уже двух музыкальных кружков, имевших до восьмидесяти членов. А в 1900 г. во Владивостоке открывается музыкальная школа при образовавшемся Обществе поощрения изящных искусств. На основе последнего в 1909 г. в городе открывается Владивостокское отделение Императорского Русского Музыкального Общества (ВО ИРМО), в систему которого с 1 сентября 1909 г. и перешла музыкальная школа под директорством З.П. Панафидина. Мы можем с гордостью отметить, что Владивосток попал в число сорока одного города России, в которых деятельность отделений открывшегося Императорского Русского Музыкального Общества сыграла свою чрезвычайно важную и благородную роль.
Этнические особенности в процессе становления художественной культуры на Дальнем Востоке России были обусловлены географическим положением и переселенческой политикой государства, что выразилось в большом количестве национально-культурных центров (“Украинска Радянска Хата”, “Украинская Громада”, “Польский Дом”, “Еврейский Народный Дом” и др.), активной деятельности украинской театрально-музыкальной труппы, наличии китайского театра при интегрирующем и ведущем положении русской национальной профессиональной музыкальной культуры.
С середины 80-х годов прошлого столетия в Приморье начинает развиваться художественная критика и публицистика. В ведущих городских газетах “Владивосток”, “Дальний Восток” под рубрикой “Театр и музыка” систематически освещалась деятельность музыкальных кружков и обществ, рецензировались концертные выступления местных и гастролировавших исполнителей и музыкальных коллективов.  

В начале ХХ века публикуемые материалы приняли характер обширных статей с подробным освещением наиболее значительных событий из городской музыкальной жизни, а затем и более глубокие исследования с анализом современной музыкальной культуры в центральной России и на Дальнем Востоке. Очень полезной для местных читателей была просветительская направленность региональной художественной публицистики, в том числе музыкальной. Фотографии и статьи о жизни и творчестве отечественных и зарубежных музыкантов, а также о музыкантах-современниках, живущих и работающих на Дальнем Востоке, были очень актуальны и современны.  


С октября 1912 г. во Владивостоке начала выходить ежедневная газета “Театр и музыка”, где печатались обзоры и анализы широкого спектра отечественной и дальневосточной художественной культуры. 

Начавшиеся политические потрясения: Первая Мировая война, Февраль и Октябрь 1917 г., затем гражданская война – не потушили очаг творческой жизни. В 1918 г. во Владивостоке создаются музыкальные студии, кружки, курсы, открывается музыкальное училище при ВО ИРМО. При училище существовал и класс пластики. 

 

Организационная работа ВО ИРМО стала интенсивно дополняться деятельностью Рабиса и Пролеткульта и привела в 1920 г. к их слиянию. В 1920-1921 гг. Союз музыкантов и деятелей сцены во Владивостоке объединял почти 650 человек. В 1922 г. была открыта консерватория по программе ИРМО. Ещё ранее (примерно с 1917 г.) стала действовать Народная консерватория, ставившая своей целью распространение музыкального искусства среди самых широких слоёв населения. В 1923 г. обе консерватории были реорганизованы и на их базе создан музыкальный институт. А в 1924 г. реорганизация института привела к открытию во Владивостоке музыкальной школы, ставшей тем ядром, из которого в дальнейшем развилась вся система государственного музыкального образования в Приморье. Обучение в школе продолжалось четыре года. Позже, в 1931г., при школе открываются курсы для взрослых. В 1933 г. эти курсы были преобразованы в музыкальный техникум, который просуществовал до 1939 г. 

Музыкальная школа проводила огромную учебно-воспитательную и просветительную работу. Оперной студией школы ставились оперы русских и зарубежных композиторов. Балетной студией был поставлен балет П.И. Чайковского “Лебединое озеро”. При школе действовал струнный оркестр и драматическая студия. Школой проводились многочисленные концерты, в том числе не только в краевом центре, но и других городах и посёлках Приморья. Эти концерты приобщали самые широкие слои населения Приморья к миру музыкального искусства. 
В 1957 г. начало свою работу Владивостокское музыкальное училище, в 1962 г. был открыт Дальневосточный институт искусств. Музыкальный факультет этого института представляет собой как бы консерваторию в миниатюре и успешно решает задачи по подготовке музыкантов высшей квалификации. На протяжении 1960-х – 80-х гг. во Владивостоке была сформирована целая сеть государственных музыкальных школ. В 1990-е гг. она стала дополняться частными музыкальными учебными заведениями.
В 1939 г. была создана Приморская краевая филармония, ставшая центром организации местной и гастрольной концертной деятельности. При филармонии сформировались и работают такие коллективы как ансамбль песни и пляски, джаз-оркестр, струнный квартет, музыкально-литературный лекторий, тематические и эстрадные концертные коллективы и др.
Постоянного профессионального музыкального театра в Приморье долгое время не было. Однако при Приморской филармонии в 1946-1951 гг. работал украинский музыкально-драматический театр, а в концертном сезоне 1954-1955 гг. давал спектакли оперный ансамбль. В 1960-х – 1980-х гг. музыкальные спектакли ежегодно ставились Народным театром музыкальной комедии Дома культуры моряков. В последнее время оперные спектакли идут на сцене Приморского краевого драматического театра имени Горького.
Изобразительное искусство 
До революции Владивосток в художественной жизни региона играл лидирующую роль. В нем прошло больше, чем в других центрах разного рода выставок (общим числом 23): групповых, передвижных и, даже иностранных авторов, например, живописцев парижского салона (1903,1906,1913 гг.). Здесь же состоялась в 1893г. первая на Дальнем Востоке персональная выставка (художник К.В. Богданова).


Генерал-майор и художник Латерпер был активным организатором любителей искусства. По его инициативе или при его участии во Владивостоке в 1896г. состоялась первая групповая выставка местных художников, в 1899г. – вторая, в 1900г. – образовалось Владивостокское общество поощрения изящных искусств (ВОПИИ)), которое в 1901г открыло Рисовальную школу. ВОПИИ просуществовало до 1909г. После его самоликвидации художники города образовали “художественный кружок”. Руководимый неутомимым Латерпером, он ежегодно проводил с небывалой регулярностью с 1911 по 1914г. в городе большие выставки местных художников. Ведь перед революцией во Владивостоке обосновались художники с академическим образованием: В. Баталов, К. Даль, Н. Штуккенберг, Н. Волков. Первый из них организовал летом 1917г. первую на Дальнем Востоке частную художественную школу. В собственном доме, приглашая для преподавания также других художников города, он успешно пять лет обучал изобразительному искусству молодежь города. Но в 1923 г. в связи с процессом национализации частных школ она была закрыта.

В 20-30-е годы художественная жизнь во Владивостоке строилась на новой социальной базе и идейной основе: на художественных студиях Пролеткульта, Домов культуры; на идеологизации оформления визуальной среды советской эпохи; на выставках рабочей и студенческой молодежи нового послереволюционного призыва; на созвучных времени объединениях вроде владивостокского ДальВОПХа (в 1931г.) – Дальневосточного общества пролетарских художников.


Старые художники с высшим образованием в 1920-1930-х годах не играли не то, что направляющей, но даже заметной роли. Более того, в 1935 и 1938гг. были репрессированы К. Каль и Н. Штуккенберг, окончившие соответственно Дюссельдорфскую и Петербургскую Академии художеств; удаляются в начале 1930-х годов из города В. Баталов (Мюнхенская АХ), Н. Лушников (Петербургская АХ). Поистине прервалась связь времен.

В 1938 г. во Владивостоке вновь образовался местный очередной Союз художников, он сплошь состоял из самодеятельной творческой молодежи, возглавляемой 26-летним председателем В. Безродным – единственным академически образованным живописцем.

Для художников образуется пока еще переходная его форма – Организационный комитет СХ СССР, просуществовавший до середины 1950-х годов. Как государственная инстанция, как своего рода министерство от изобразительных искусств, Оргкомитет приступает к регистрации объединений художников. В 1941г. владивостокские художники прошли через эту процедуру в Москве. С этих пор их организация отдается под присмотр Приморского комитета по делам искусств, может рассчитывать на его посильную помощь, апеллировать к власть имущим. Но она же – эта организация – в ответ на государственную заботу была обязана стать неукоснительным проводником официальной идеологии в искусстве.

Конец 1940-х – начало 1950-х годов – период нарастания выставочной активности приморских художников. Практически десять лет, по 1949г., местные мастера знали только городские и краевые выставки. И лишь с 1950г. художники Приморья начинают основательно обживать выставки республиканского и всесоюзного уровня. В те времена еще не существовало промежуточного звена между краевой и республиканской выставками в виде зональной. Ее прообразом можно считать редкие межобластные выставки художников Сибири и Дальнего Востока. Они проводились в 1944 и 1955 гг. в Иркутске, в 1954г. – в Хабаровске. На них удельный вес работ приморцев заметно возрастал. Было видно, что по темпам развития и творческому тонусу Союз художников Приморья был в числе передовых. Его представляли В.С. Иноземцев, М.А. Цыганов, В.М. Фомин, С.Ф. Арефин, Д.С. Будрин, И.Ф. Палшков, С.Ф. Мазуренко, О.Н. Сушкова, С.С. Серегина, Д.П. Праведникова.



Нарастанию творческого потенциала приморских художников способствовало Владивостокское художественное училище. По инициативе и настоянию В.В.Безродного Наркомат просвещения СССР утвердил решение об открытии его в 1943г. Осенью 1944г. прошел первый набор, в 1949г. состоялся первый выпуск. Училище стало важным фактором стабилизации художественной жизни города. Квалифицированные специалисты теперь постоянно пополняли ряды работников изобразительного искусства. Из них в 1950-х годах формируется поколение активных молодых художников: И.В.Рыбачук, Ю.С.Рачев, В.Н.Самойлов, В.Н.Герасименко, Ф.Н.Бабанин, Т.М.Кушнарев, В.М.Свиридов и др. Они приняли эстафету от ветеранов-зачинателей, с ними связывались надежды, как теперь видно не напрасные, на дальнейшее развитие Приморского союза художников.


Начиная с 1960-х годов художественная жизнь Владивостока, как и по всей стране, становится многогранной, ее общая картина заметно усложняется. Начинают использовать разнообразные стилевые традиции, идет творческий поиск художественных форм, отвечающих новому содержанию советской жизни. В это время стали выдвигаться новые разноплановые кружки, олицетворяющие поколение “шестидесятников”: А.В. Телешов, В.М. Медвецкий, В.Н. Прокуров, В.С. Чеботарев, И.А. Кузнецов, В.С. Рачев, Е.Н. Корж, В.П. Семкин, В.А. Федоров.


В 1967г. художественный факультет ДВГИИ открывает счет своим ежегодным выпускам. В результате, как нигде в регионе, во Владивостоке началась ускоренная концентрация художников крепкой профессиональной закалки. К ярким представителям “своего” дальневосточного художественного воспитания относятся: С.А. Литвинов, И.А. Ионченков, В.А. Снытко, Ю.В. Собченко, Н.Е. Большаков, А.И. Плешивцев, Н.Н. Петров, В.В. Яхненко, В.Н. Погребняк, В.П. Цой и др.

Новые структурные изменения приморской художественной жизни выразились в открытии салонов, картинных галерей и просто торговых точек при книжных магазинах, при гостиницах для продажи произведений искусства.


Недавно оформились негосударственные по статусу галереи. Три самые известные из них во Владивостоке “Дальарт”, “Триада”, “Артэтаж”. В 1990г. во Владивостоке создано еще одно творческое объединение, единственное в своем роде в России, - Союз самодеятельных художников Приморья. Впервые “художники воскресного дня” получили независимые ни от кого формы организации своей деятельности и творчества.


Подводя итоги краткому очерку истории художественной культуры Приморья, отметим, что во всех своих основных профессиональных формах (музыка, театр, изобразительное искусство) она прошла сложный путь развития и достигла значительных результатов.