Народные промыслы
Нижний Новгород
Нижегородский край издавна славится своими промыслами.

Именно здесь, зародились и развивались более 200 народных промыслов и ремесел, многие из них получили широкое признание в России и стали визитной карточкой за рубежом.

По богатству народно-художественных промыслов Нижегородский край занимает ведущее место в России.

Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России

Художественная обработка дерева - хохломская роспись

Хохломская роспись — старинный русский народный промысел. Роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг, отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их
вывозили в страны Азии и Западной Европы, развитию промысла способствовала близость
Волги, в то время главной торговой артерии, связывавшей приволжские города, которые
славились своими торжищами.

Именно по Волге, а затем через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейские купцы покупали ее в Архангельске, в настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Хохломской промысел – один из самых древних на Руси, он представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское и другие.

Сегодня крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью.

В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения - это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе:
  • Наборы-сервизы;
  • Резные ковши;
  • Братины (ковши для вина);
  • Подсвечники;
  • Вазы;
  • Поставки;
  • Бочата;
  • Штофы;
  • Панно;
  • Музыкальные шкатулки.
Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома», одним из главных символов праздника остается 2,5-метровый пирог в виде Жар-птицы, символа хохломской росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.

Существует с середины XIX века в районе города Городца. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали
орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке, со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х годах, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко.

Городец – главный рынок сбыта расписной утвари.

Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком, со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Для росписи использовались изначально яичные краски, на смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы, красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Семеновская роспись

Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная
красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке.

Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на Нижегородской земле в начале XX века.

Родилась куколка в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца, в Меринове издавна точили деревянную, вкладывавшуюся одна в другую посуду, яйца, разъемные игрушки.

Первым мериновским мастером, изготовившим матрешку, был А. Ф. Майоров, он создал тот вариант изделия, который дошел до наших дней. Его дочери Елизавета и Зинаида расписали матрешку в ярком платке и с пышными цветами на груди.

На дерево-«белье» (не окрашенные изделия) художницы семеновской росписи «наводили» гусиным пером контур (под роспись тушью) на хорошо просохшей грунтовке, в последствии стали рисовать стальным пером. брови на личике куколки выписывали дугой, глаза рисовали широко раскрытыми, а носик – две маленькие точки.

Далее обрисовывали платок с узелком и двумя кончиками, намечали ручки, фартучек, красили сарафан и прописывали букет, роспись цветов на платке и переднике делались анилиновыми красками, хорошо растворяющимися в воде, предпочитая красно-алые, малиновые, сиреневые, синие и зеленые цвета.