В русской культуре до XVII века не было понятия «театр», но публика развлекалась через многочисленные представления, в старославянских традициях иногда жители переодевались, чтобы отпугнуть нечистую силу и отвести от себя беду - это происходило на праздники: Святочная неделя, Иван Купала, Масленица.
Скоморохи
Ещё в Древней Руси многие народные обряды включали развлечения и потешные сценки с участием скоморохов, так называли всех народных артистов:
Существовали так называемые «дружины скоморохов» — творческие объединения артистов разных жанров, они путешествовали и давали представления в населённых пунктах, бродячие скоморохи жили за счет пожертвований зрителей, которые в основном рассчитывались продуктами питания.
Самым популярным жанром представлений была народная комедия, бояре и князья переманивали к себе талантливых народных артистов, многие представители власти держали свои ватаги скоморохов:
Отдельного внимания заслуживают комедийные постановки с участием кукол, больше всего людям нравились персонажи медведя и козы с деревянными ложками, выступления сопровождались исполнением народных песен, бытовых сказок.
На каждом деревенском празднике или ярмарках обязательно были скоморохи, нередко их импровизация перерастала в народные гуляния и веселье.
Но не всех радовали умения скоморохов, православная церковь осуждала ношение короткой одежды и масок, а это были атрибуты многих артистов, за что церковные власти подвергали народных потешников гонениям, к тому же поведение скоморохов нередко противоречило традиционному русскому укладу.
К середине XVII века бродячие скоморохи начали менять свой род занятий, многие переключились в музыкальное направление, импровизированные народные представления заменил театр.
Театральное искусство Российской империи
Профессиональное лицо русский театр обрёл при царе Алексее Михайловиче.
Императорский (придворный) театр основал лютеранский пастор Грегори, по государеву указу он набрал группу талантливых артистов и начал учить их комедийным миниатюрам., для постановок привлекали иностранцев из Немецкой слободы, а в качестве музыкального сопровождения ставили инструментальную музыку.
Впервые в русской культуре для представлений использовали декорации, в которых прослеживалась линейная перспектива, артисты пели и танцевали, показывая разные сценки, театр начали воспринимать как своеобразное зеркало, отражающее современную жизнь.
Императорские театры существовали за счёт средств императорского двора.
К постановкам привлекали зарубежных деятелей, поэтому многие элементы, декорации и произведения были заимствованы с западной сцены, успех нового направления стимулировал открытие других видов театра:
Развивались и другие направления сцены, массовый зритель начал посещать театральные представления во второй половине XVIII века, очень скоро театр стал важной частью русской культуры.
Театр в СССР
Советская власть делала акцент на пропаганду коллективизма и поддерживала развитие искусства в этом направлении, главными положительными героями стали «простые советские люди», пролетарии.
Негативные сатирические образы — это тунеядцы, алкоголики, прогульщики и прочие антисоветские элементы, по всей стране создавали новые театральные коллективы, открывали здания театров, труппы гастролировали по всей стране, выезжали на фронт, именно там зародился такой вид представлений, как коллективные инсценировки под открытым небом.
Постепенно на первый план вышла человеческая судьба, особенности формирования характера, отражение реальных событий (через призму пропаганды), любимым жанром оставалась сатира и комедия, самым известным в этом направлении был театр Мейерхольда: билеты на агитационные сатирические спектакли заканчивались очень быстро.
Мейерхольд брал классические произведения, добавлял в сценарий трюки, юмор и превращал их в зрелищные представления, но часто такие постановки теряли глубину и драматизм — так произошло при выходе спектакля по мотивам произведения Островского «Лес», однако публика восприняла сатирическую интерпретацию классики с большим восторгом.
На сцене МХАТа (Московского художественного академического театра, созданного Станиславским и Немировичем-Данченко в 1898 году) ставили спектакли, раскрывающие духовные переживания человека.
Сам Станиславский внес огромный вклад в развитие театрального искусства, создав уникальную систему работы актёра над образом, для него было важно объединить внутренний мир и поведение актёра с образом героя.
Комедия Островского «Горячее сердце», поставленная примерно в то же время, что и «Лес» в обработке Мейерхольда, была раскрыта через яркие образы главных героев, на десятилетия вперёд она задала планку развития советского театра при постановке классики.
После прихода к власти Сталина в театре начали высмеивать всё, что имело отношение к Западу.
Запрещалось пародировать должностных лиц СССР и партийных работников, оттепель 60-х годов открыла дорогу для новых направлений, был создан театр на Таганке под руководством Любимова, где ставили поэтические, площадные спектакли, отказавшись от постановок социального реализма.
Место стало популярным в Москве и во всём Союзе, хотя официально его относили «низкосортным» театрам — ниже в официальной иерархии стояли только самодеятельные коллективы.
В это же время в Советском Союзе появился постоянный театр для глухонемых людей, он стал первым в мире театром в данном направлении, смысл речи и переживаний героев передавали через искусство пантомимы, жестов, пластики, танца, также было синхронное озвучивание каждого спектакля диктором.
Централизованная советская власть собирала в Москве и Ленинграде самых талантливых деятелей искусства, в том числе актёров и режиссёров, провинциальные сцены пустели, разница в качестве постановок и актёрской игре была колоссальная.
Одновременно за творческой интеллигенцией тщательно наблюдали, чтобы сократить негативное обсуждение советской власти, не допустить «западных» настроений в речах и произведениях.
Многие писали свои произведения «в стол» и пытались вырваться за «железный занавес» в эмиграцию, во время перестройки так и произошло, что ряд видных деятелей культуры и искусства покинул страну.
Театральная культура современной России