Собирать произведения искусства и книги в России начали еще в XIII веке — это были сокровищницы князей, монастырские библиотеки, ризницы соборов, где хранили ювелирные изделия, оружие, меха, изысканно оформленные рукописи, богатое собрание антиквариата и произведений искусства хранилось в Оружейной палате и московском Арсенале, однако вход туда был запрещен.
Первые коллекции на Руси
Фонды нынешних Музеев Московского Кремля можно считать древнейшим собранием России, в Большой казне и в Оружейной палате хранили не только богатства, но и царские регалии.
Например, как минимум с 1518 года там находится шапка Мономаха, а с эпохи Ивана Грозного — Казанская шапка, венец, который создали в середине XVI века в честь взятия Казани, однако настоящим музеем, открытым для посетителей, Оружейная палата стала только в 1806 году по указу императора Александра I.
Первые законы о сохранении ценных произведений искусства принял Петр I, он издал Указ о сдаче старинных редкостей комендантам, а также несколько указов о передаче в Петербург древностей и диковинок, об охране и восстановлении разрушающихся памятников старины.
В 1701 году в Москве появился Цейхгауз, или Оружейный дом, где Петр повелел хранить редкие виды оружия и военные трофеи, а в Петербурге спустя восемь лет основали «модель-камору» с чертежами и моделями кораблей, доступ публике туда был запрещен, но именно на основе этих собраний позже возникли Артиллерийский и Военно-морской музей.
Государев кабинет
В Европе с XVI века стали популярны так называемые кабинеты редкостей.
Ученые или знатные люди собирали произведения искусства, антиквариат, редкие минералы. Изначально все эти ценности хранили в специальных шкафах со множеством полок и ящиков, которые и назывались кабинетами, с разрешения владельца коллекцию могли увидеть все желающие.
Несколько кабинетов редкостей Петр I увидел во время своего заграничного путешествия с Великим посольством в 1697–1698 годах, император решил устроить такой просветительский музей и в России — «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».
Для «государева кабинета» по указу Петра начали собирать экспонаты:
Каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди.
В 1714 году в Петербурге открылась Кунсткамера.
Первый публичный музей в России разделили на три отдела: в «мюнц-кабинете» показывали монеты и медали, в «натур-кабинете» демонстрировали чучела, гербарии, образцы древесины, а в библиотеке хранили древние рукописи и старинные книги.
Собрание регулярно пополнялось: Петр выкупил для своего музея коллекцию минералов, раковин и растений, собранную нидерландским аптекарем Альбертом Себа. Вход в Кунсткамеру был бесплатным, иногда император лично проводил экскурсии и рассказывал о своей коллекции.
Нынешнее здание Кунсткамеры, куда коллекцию переместили из Летнего дворца, достроили в 1734 году, в восточном крыле разместили основное собрание, в средней части обустроили Анатомический театр, а в башне расположились обсерватория и знаменитый Готторпский глобус диаметром 3,1 метра — первый в мире глобус-планетарий, в западной части чуть позже обосновалась Академия наук — именно там работал Михаил Ломоносов.
Интересно, что от первоначальной коллекции Шувалова до наших дней в собрании Академии осталась только одна работа — картина венецианского мастера Андреа Челести «Избиение младенцев».
Эрмитаж
Например, Александр Пушкин смог побывать в Эрмитаже только благодаря рекомендации поэта Василия Жуковского — на тот момент наставника наследника престола.
История провинциальных музеев
Музеи России