Музеи

Собирать произведения искусства и книги в России начали еще в XIII веке — это были сокровищницы князей, монастырские библиотеки, ризницы соборов, где хранили ювелирные изделия, оружие, меха, изысканно оформленные рукописи, богатое собрание антиквариата и произведений искусства хранилось в Оружейной палате и московском Арсенале, однако вход туда был запрещен.

Первые коллекции на Руси

Фонды нынешних Музеев Московского Кремля можно считать древнейшим собранием России, в Большой казне и в Оружейной палате хранили не только богатства, но и царские регалии.


Например, как минимум с 1518 года там находится шапка Мономаха, а с эпохи Ивана Грозного — Казанская шапка, венец, который создали в середине XVI века в честь взятия Казани, однако настоящим музеем, открытым для посетителей, Оружейная палата стала только в 1806 году по указу императора Александра I.


Первые законы о сохранении ценных произведений искусства принял Петр I, он издал Указ о сдаче старинных редкостей комендантам, а также несколько указов о передаче в Петербург древностей и диковинок, об охране и восстановлении разрушающихся памятников старины.


В 1701 году в Москве появился Цейхгауз, или Оружейный дом, где Петр повелел хранить редкие виды оружия и военные трофеи, а в Петербурге спустя восемь лет основали «модель-камору» с чертежами и моделями кораблей, доступ публике туда был запрещен, но именно на основе этих собраний позже возникли Артиллерийский и Военно-морской музей.


Государев кабинет

В Европе с XVI века стали популярны так называемые кабинеты редкостей.


Ученые или знатные люди собирали произведения искусства, антиквариат, редкие минералы. Изначально все эти ценности хранили в специальных шкафах со множеством полок и ящиков, которые и назывались кабинетами, с разрешения владельца коллекцию могли увидеть все желающие.


Несколько кабинетов редкостей Петр I увидел во время своего заграничного путешествия с Великим посольством в 1697–1698 годах, император решил устроить такой просветительский музей и в России — «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».


Для «государева кабинета» по указу Петра начали собирать экспонаты:


Каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди.


В 1714 году в Петербурге открылась Кунсткамера.


Первый публичный музей в России разделили на три отдела: в «мюнц-кабинете» показывали монеты и медали, в «натур-кабинете» демонстрировали чучела, гербарии, образцы древесины, а в библиотеке хранили древние рукописи и старинные книги.


Собрание регулярно пополнялось: Петр выкупил для своего музея коллекцию минералов, раковин и растений, собранную нидерландским аптекарем Альбертом Себа. Вход в Кунсткамеру был бесплатным, иногда император лично проводил экскурсии и рассказывал о своей коллекции.

Нынешнее здание Кунсткамеры, куда коллекцию переместили из Летнего дворца, достроили в 1734 году, в восточном крыле разместили основное собрание, в средней части обустроили Анатомический театр, а в башне расположились обсерватория и знаменитый Готторпский глобус диаметром 3,1 метра — первый в мире глобус-планетарий, в западной части чуть позже обосновалась Академия наук — именно там работал Михаил Ломоносов.


Вскоре в России стали открываться и другие музеи.

Первая картинная галерея разместилась в Монплезире — дворце Петра в Петергофе, император собрал большую коллекцию работ голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII века, к 1722 году в Монплезире хранилось более 200 полотен.

Во время своих заграничных поездок Петр посещал аукционы и выставки, приобретал картины, с некоторыми художниками он был знаком лично, например с маринистами Людольфом Бакхёйзеном и Адамом Сило.

В конце XVIII столетия небольшие музеи начали открывать при учебных заведениях.

В Московском университете появились Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, при Академии художеств — картинная галерея из работ европейских художников, их передал в дар меценат Иван Шувалов.

Интересно, что от первоначальной коллекции Шувалова до наших дней в собрании Академии осталась только одна работа — картина венецианского мастера Андреа Челести «Избиение младенцев».

Эрмитаж

Собрание Петра I в Монплезире продолжила пополнять Екатерина II, она же основала в 1764 году картинную галерею Императорского Эрмитажа, история галереи началась с частного собрания Иоганна Эрнста Гоцковского — более 200 работ голландско-фламандской школы первой половины XVII века, среди которых были полотна Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Рембрандта и других художников. Гоцковский передал его Екатерине в счет долга.

Коллекция Эрмитажа продолжала регулярно пополняться.

Само слово «эрмитаж» с французского переводится как «приют отшельника» или «уединенное место», своему названию собрание соответствовало вплоть до середины XIX века: попасть в него могли только избранные.

Богатейшую в Российской империи коллекцию сделал достоянием общественности император Николай I, в феврале 1852 года Эрмитаж открылся для публики в специально построенном новом здании, и к 1880 году его посещали в год 50 тысяч человек.

Например, Александр Пушкин смог побывать в Эрмитаже только благодаря рекомендации поэта Василия Жуковского — на тот момент наставника наследника престола.

Во второй половине XIX века в Эрмитаже появились картины русских живописцев — этому во многом поспособствовал старший хранитель и искусствовед Андрей Сомов, отец художника Константина Сомова.

В 1895 году большую часть произведений отечественных мастеров передали Русскому музею.

Его открыли по указу Николая II в 1898 году и назвали Музеем Александра III, первые картины поступили в новое собрание из Эрмитажа, Академии художеств, загородных императорских резиденций, в том числе из Гатчинского и Александровского дворцов, а также из частных коллекций.

История провинциальных музеев

Первым провинциальным публичным музеем в России стал «музеум», открытый в 1782 году в Иркутске по инициативе губернатора Франца Клички. его создание поддержала императрица Екатерина II.

Посетители могли увидеть коллекции, связанные с естественной историей и этнографией.

В 1803 году на берегу Плещеева озера открылся, как бы сейчас сказали, первый музей одного экспоната, именно здесь в 1689–1692 годах Петр I создал свою Потешную флотилию, построенный им ботик «Фортуна» император повелел хранить для истории и даже издал по этому поводу в 1722 году специальный указ, для экспонирования ботика на берегу озера построили каменное здание, сейчас это филиал Переславского музея-заповедника.

Первый общедоступный художественный музей за пределами Москвы и Петербурга открылся 29 июня 1885 года в Саратове, музей имени писателя Александра Радищева был основан по инициативе его внука — художника-мариниста Алексея Боголюбова.

Основой музейного собрания стала его личная коллекции, одна из местных газет писала:

Еще с утра у здания собралась огромная толпа в несколько тысяч человек, ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, пускалось по 500–600 человек.

Вход в музей был бесплатным, но благодаря многочисленным пожертвованиям, в том числе от московских меценатов, его художественную коллекцию пополняли работы знаменитых русских художников — Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Поленова и других.

Всего к революционному 1917 году в России работало около 500 частных и государственных музеев, многие меценаты открывали свои собрания для публики, например, Мария Тенишева создала музей русской старины, Павел Третьяков подарил знаменитую галерею Москве, а Сергей Щукин водил экскурсии по собственному дому, где висели полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Музеи России

Государственный Эрмитаж
Большой Петергофский дворец
Казанский Кремль
Музейный комплекс "Государственный музей-памятник"
Государственная Третьяковская Галерея
Екатерининский дворец
Московский кремль
Оружейная палата
Государственный Русский музей
Музей космонавтики
Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва
Нижегородский кремль