Изобразительное искусство

Началом истории русской живописи принято считать эпоху принятия христианства, на Руси распространяются традиции византийского живописного искусства, в тот период существует единственная школа живописи – корсунская (греческая).


Подъём русской живописи начинается в XV в., которому даже дали название «золотого века древнего русского искусства».


Развитие живописи шло так же, как и в Европе, то есть первоначально она была исключительно церковной – храмовые фрески и иконопись, в которых прослеживаются приёмы, свойственные византийским мастерам.


Творчеству Андрея Рублёва удалось поднять это искусство на новую высоту.

Долитературный период (до X века)

Древнерусским искусством принято считать период от возникновения Киевского государства в IX веке до реформ Петра I в XVII веке, Древняя Руст, приняв христианство в 988 году, переняла от Византии не только религию, но и художественные приемы.


С началом строительства храмов, началось распространение настенных росписей, мозаики, и появилась икона, слово «икона» происходит от греческого слова eikon — образ.


Изображение Христа, Богоматери и святых призвано быть посредником между молящимся и божественным миром, «Икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради сладости понимания нашего» — сказал Иоанн Дамаскин, объясняя суть этого явления.


Домонгольская живопись Древней Руси сохранилась весьма фрагментарно, ярким примером может служить икона Богоматери Владимирской, по преданию, икону написал евангелист Лука, Летописи она известна с первой половины XII века.


Божья Матерь изображена по типу «умиление», нежно обнимая Богомладенца, предчувствуя страдания собственного Сына - эта икона стала образцом для подражания и множества списков.


Искусство периода феодальной раздробленности и монгольского ига (XII–XIV вв.)

Нашествие татаро-монгольского ига на Киев в 1240 году прервало связи с Византией, jднако это не породило забвение христианской культуры, но сделало изобразительное искусство самобытным - это ознаменовалось появлением региональных художественных школ.


Крупным культурным центром было Владимиро-Суздальское княжество.


Особенностью Владимиро-Суздальских храмов является каменная резьба — декоративное убранство наружных стен, яркий пример тому — Дмитровский собор во Владимире.


Рельефные изображения святых, животных, птиц, грифонов, и растительные мотивы превращают верхнюю часть стены в сплошной декоративный орнамент, также примечательна резьба Георгиевского собора в Юрьев-Польском.


Языческие мотивы присутствуют только на наружных стенах, внутри стены храма расписаны Евангельскими сюжетами, крупнейшим центром художественной жизни был Новгород, в отличие от Киева и Москвы, он избежал порабощения во время татаро-монгольского ига, поэтому в нем сосредоточилась художественная жизнь, отличающаяся своеобразием и сдержанностью, которые свойственны северным городам.


Знаменитый иконописец из Византии Феофан Грек (около 1340 – около 1410) нашел на Новгородской земле благоприятные условия, известным его творением являются росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле, фрески храма Спаса на Ильине улице.


Художник наполнил свои образы динамикой и духовным напряжением, они как бы парят в пространстве, также он был выдающимся иконописцем, автором образов Преображения, Донской Богоматери, Успения Богоматери.


Искусство централизованного государства на Руси (XV–XVI вв.)

После свержение татаро-монгольского ига в сложении древнерусского искусства главную роль играла Москва, ставшая центром объединенного русского народа, своего расцвета живопись достигает с появлением вошедшего в историю художника Андрея Рублева, его работы совмещают духовное восхождение и аскезу с византийской эстетикой.


Особая мягкость и глубина отражены в образах Живоначальной Троицы, иконах Звенигородского чина и Успения Богоматери (ГТГ), еще один живописец, прославивший Московское княжество, — Дионисий, его образы утонченны, пропорции удлинены.


Влияние мастера было столь велико, что появилась целая «школа Дионисия».


Некоторые из сохранившихся его работ:

  • Фрески Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре,
  • Успенского собора Московского Кремля,
  • Икона митрополита Петра в житии,
  • Митрополита Алексия в житии,
  • Богоматерь Одигитрия.

В 1551 году Стоглавый собор Иоанна Грозного для искоренения ереси и суеверий, установил строгие правила для иконописцев, в нем говорится: «Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы».


Изобразительное искусство XVII века

В XVII в. стремительно развивалось искусство книжной миниатюры.


Сосредоточием книжного производства была Оружейная палата в Кремле, где работали лучшие мастера, создавая также ювелирные изделия, эмали, оклады и т. д.


Среди живописцев выделяется Симон Ушаков (1626–1686), его образ «Нерукотворный Спас» (ГТГ) отражает современное ему стремление к внешней красоте, обмирщению образа, в это время художники стараются передать внешний мир в реалистичных традициях, изображая перспективу, светотень и эмоции на иконах.


Большое влияние имеют западно-европейские художественные традиции.


Живопись XVII века ознаменовалась появлением парсуны (искаженное от слова «персона») — первые изображения в иконописном стиле светских лиц и ныне живущих знатных особ, или же надгробные портреты, прежде всего, это изображения царей — Ивана Грозного и Феодора Иоанновича, князей — портрет М. В. Скопина-Шуйского.


Изобразительное искусство XVIII века

После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура, перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами», иностранцы стали работать при дворе.


Новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи — вспоминаем, как развивалась русская живопись в XVIII веке, при Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников.


Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения), среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев.


Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе, его считают одним из основателей русской портретной школы, Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.


За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду.

Художники знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии.


На манере их письма отражались популярные в Европе стили:

  • Маньеризм;
  • Барокко;
  • Рококо;
  • Классицизм.

Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству, так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны.


В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей, происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом.


Пока русские живописцы учились за рубежом, ко двору приглашали иностранных художников, они писали полотна на заказ и набирали учеников «на местах», одними из первых прибыли в Россию в начале XVIII века француз Луи Каравак и немец Иоганн Готфрид Таннауэр, во времена Елизаветы важную роль в искусстве сыграли братья Гроот и итальянец Пьетро Ротари.


Для обозначения работ иностранных художников в России XVIII века даже появился специальный термин — россика.

Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры, в книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета».


Новый жанр был связан с Парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии, парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы.


Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру, краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими.


В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.


С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет.


Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов. Аргунов стал одним из первых крепостных художников, добившихся славы живописца и сумевших основать художественную династию, его двоюродный брат и оба сына стали архитекторами и художниками.


В XVIII веке развивался не только портретный жанр - Григорий Теплов написал первый натюрморт.


Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре, его начинания продолжили ученики — Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов, бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова.


Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв, он был сыном конюха, окончил Академию художеств, учился в Париже, кисти Ерменева принадлежала целая серия «Нищие».


Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города, основоположником пейзажного жанра считается Семен Щедрин, а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.


В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи, работа художника становилась профессией, в эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам.

При Петре I появились и первые частные коллекции живописи.


Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны, императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе, и совершенно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне.


Иностранных мастеров приглашали ко двору, картины скупали через российских дипломатов за рубежом, Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства, именно на ее основе к концу века был сформирован один из богатейших фондов живописи в мире — будущий Эрмитаж.


Изобразительное искусство XIX века

Это яркий период в русском искусстве, отмечен небывалом развитием литературы, живописи, архитектуры и скульптуры.


До 1930-х годов господствующим стилем был классицизм, однако потом он принял форму строгих правил, системы, так возникает академизм — следование канонам и предписаниям Академии Художеств.


Академической живописи свойственны сдержанность и официальность.

Романтизм привнес в живопись интерес к личности человека, его значимости в окружающем мире.


Это мировоззрение было противоположно классическим идеям о героическом и самоотверженном гражданине, но романтизм в России приобрел героическую окраску, не пренебрегая историческими и религиозными сюжетами.


Знаменитый портретист О. А. Кипренский (1782–1836) наделял изображаемых наилучшими человеческими качествами, не отрицая романтизма, он также следовал классическим канонам в стремлении показать сдержанного человека со всеми его талантами и благородством, среди его полотен знаменитые портреты героев Отечественной войны 1812 года, Пушкина, Батюшкова, Жуковского.


Ученик Боровиковского А. Г. Венецианов (1780–1847) на своих полотнах воссоздал множество сцен из крестьянской жизни, идеализируя и воспевая ее. был одним из родоначальников бытового жанра.


В. А. Тропинин (1776–1857) стремился показать живого, будничного человека в его повседневной жизни, в таких его произведениях, как «Портрета сына», «Кружевница», «Гитарист» прослеживается влияние реалистических тенденций в искусстве.


К. П. Брюллов (1799–1852) был первым художником России известным заграницей, «Последний день Помпеи» — знаменитое его полотно, которое было представлено всей Европе, художник много работал в Италии, восприняв колорит этой страны, сочность красок, богатство образов, его талант раскрылся как в портретной живописи, так и в монументальных творениях.


А. А. Иванов (1806–1858) привнес в русскую живопись глубину философской мысли, став мастером не только портрета, пейзажа, но и библейского жанра, его талант выразился в картине «Явление Христа народу», где каждый персонаж и его характер были отдельно проработаны в серии эскизов, пейзаж поражает своей материальностью и реалистичностью, а образ Христа божественный и вещественный одновременно.


Во второй половине XIX века преобладает реализм.


Молодые художники Академии Художеств взбунтовались против ее вездесущего контроля над изобразительным искусством, они требовали право писать работы на собственные темы, не желая работать в классическом стиле

Получив отказ, и покинув стены учебного заведения, создали Товарищество передвижных выставок, к числу передвижников принадлежали Перов, Крамской, Шишкин, Репин и Суриков, Мясоедов, Саврасов, Ге, Поленов и т. д.


Предпринимать и меценат Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) коллекционировал работы русских художников, одним из первых оценил значение передвижников, благодаря его интересу к искусству и благотворительности, знаменитые сегодня полотна стали доступны широкому кругу людей XIX века.


В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию живописи в дар Москве, таким образом была основана Третьяковская галерея.


На смену лирическому и идеализированному реализму начала века пришел критический реализм с его горечью и осуждением человеческой натуры, творчество передвижников отразилось во всех жанрах живописи.


Выражая свой протест академизму, помимо «высоких» тем, художники стали обращаться к образам крестьян и рабочих, выражая художественными методами пессимизм и разочарование в окружающей действительности.


По заказу Третьякова был выполнен ряд портретов знаменитых личностей и выдающихся деятелей:

  • Ф. М. Достоевкого кисти В. Г. Перова (1833–1882);
  • Портрет Л. Н. Толстого авторства Н. Н. Ге (1831–1894);
  • Портрет Н. Некрасова в период последних песен И. Н. Крамского (1837–1887);
  • Портрет композитора М. Мусоргского кисти И. Е. Репина (1844–1930), и ряд других.

Каждый портрет полон психологизма и глубины человеческих переживаний.


Мастера пейзажа внимательно и чутко относились к изображению русской природы, видя в ней не романтичную противоположность цивилизации, а поэтическое обаяние, созвучное человеческой душе.

Одним из главных принципов изображения у передвижников было беспристрастное отражение действительности, таким реалистом в пейзажной живописи выступил И. И. Шишкин (1832–1898).


Его произведения «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору» показывают не только интерес к природным явлениям, но и воспевают красоту и мощь русских лесов и полей.


В произведении А. К. Саврасова (1830–1897) «Грачи прилетели» художник изобразил неотделимость природы от человека. «Московский дворик» В. Д. Поленова (1844–1927) призван увидеть поэзию в самом обыденном.


В конце 80-х годов признанный пейзажист Исаак Ильич Левитан (1860–1900) искал новые пути развития русского искусства, для него изображаемая природа олицетворяла Родину, работая на реке Волге, он создал ряд полотен, в которых отражены сила и бесконечность русской природы, как отблеск русской души, «Над вечным покоем» полно раздумий о бренности человеческой жизни и духовном восхождении.


Работая в историческом жанре, рассуждая о роли личности в истории, ее самобытности и свободе, Василий Иванович Суриков (1848–1916) создает свои знаменитые картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы».

Илья Ефимович Репин (1844–1930) работает в духе обличительного искусства.


В попытке осознать роль человека, его глубину и характер, печалясь о своем народе, создает «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», рассуждая о судьбе революционных движений, пишет «Не ждали».


Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) воспевал в своих картинах и монументальных работах древнерусских героев, богатырей и князей, сказочных персонажей, работая над декорациями и создавая костюмы для исторических героев, пишет полотно «Царь Иван Васильевич Грозный», образ царя мрачен, но полон силы и уверенности, наблюдая за характером русского народа, создает знаковое произведение «Богатыри».


М. В. Нестеров (1862–1942) противопоставлял умерщвляющему быту тишину монастырской жизни благообразие святых и созерцательность природы, «Видение отроку Варфоломею» повествует не только об отроке, ставшим чудесным образом способным к учению, но и о душевной чистоте и нравственном пробуждении.


Поборник реализма Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) создает серию картин и зарисовок, посвященных русско-турецкой войне, где он выступал военным художником. «Апофеоз войны» — гора черепов, в понимании мастера это воплощение идеи о войне.