Государственные праздники
Российской федерации
7 января
До праздника
Рождества Христова осталось
Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи.

Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю).

В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

История появления праздника

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января, этот праздник назывался Богоявлением.

Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века.

Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота.

Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.
В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века.
По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием, но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением.

Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу.

Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!».

Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе.

Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.
С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

Текст песни Песнопения Великого Поста - С нами Бог (в гарм. архим. Матфея)

Народные традиции и обычаи праздника

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте, ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами.

Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе.

Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью.

Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.
Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника, они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето.
Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение, она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры.
По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки.
Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными».

Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей, рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью.

Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными, с собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков.

Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных, а в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.
День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества.
Деревенская детвора, в это время ходят по дворам и славят Христа.

Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки.

Вот для образца одна из таких присказок:


Пречистая Дева Мария

Исуса Христа породила,

В яслях положила.

Звезда ясно сияла,

Трем царям путь показала —

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали.


Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно.


Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками.


На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих.


Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.